Дочерние ИТ-компании крупных промышленных корпораций и независимые разработчики цифровых продуктов выяснили, что время конкуренции для них закончилось и началась эпоха партнерства. Это произошло на форуме Smart Oil & Gas 2022, состоявшемся в конце прошлой недели в Петербурге. Но споры о том, в чем лучше инсорсинг, а в чем - аутсорсинг, не утихают.
© ComNews
03.10.2022

В ходе панельной дискуссии "Роль корпоративных ИТ-инсорсеров - от интеграторов к отраслевым центрам компетенций", прошедшей в рамках VIII Федерального форума по ИТ и цифровым технологиям нефтегазовой отрасли России Smart Oil & Gas 2022, участники обнаружили, что ИТ-"дочки" промышленных холдингов заинтересованы в партнерстве с разработчиками-аутсорсерами по многим направлениям. Главным критерием выбора в дилемме "инсорсинг или аутсорсинг" является экономическая эффективность.

Директор по операционной деятельности ООО "Газпромнефть ИТО" Алексей Васильев отметил, что создание внутрикорпоративных решений на конкурентном рынке часто является преимуществом. "Отраслевые, смысловые решения - те вещи, которые мы хорошо знаем, учитывая специфику деятельности, выгоднее делать самим, а базовые вещи, которые нужны для реализации решений, - необходимо брать на рынке", - считает он. По словам Алексея Васильева, рынок подразумевает конкуренцию, но в России ситуация после февраля 2022 г. значительно изменилась. "Внутри отраслевых компаний мы не должны находиться в состоянии соревнования. У нас одна цель, и мы заинтересованы в создании общих отраслевых решений. В этом плане взаимодействие с рынком должно быть нестандартным", - заявил он.

Генеральный директор ООО "РЖД-Технологии" Александр Мискарян рассказал, что возглавляемая им компания тоже выступает за партнерство в широком смысле. "Привычный формат - это привлечение соисполнителя или даже головного исполнителя с рынка. Но по определенным направлениям мы готовы создать совместное предприятие либо консорциум или внести нематериальные активы в состав имущества - но, к сожалению, не очень большое количество компаний имеют компетенции, чтобы даже обсуждать такие формы сотрудничества", - подчеркнул Александр Мискарян.

Руководитель по ИТ-инфраструктуре и эксплуатации, генеральный директор ООО "Сибур Коннект" Рустам Абдрахманов рассказал, что его компания использует как внутренние решения, так и рыночные. "Есть критические сервисы, которые мы не готовы отдавать на аутсорсинг. Но часть сервисов, которые раньше были в инсорсинге, перешли на аутсорсинг. Если мы понимаем, что функция некритична, то отдаем ее на рынок, и эта граница постоянно смещается. Какие-то вещи, которые раньше были полностью внутри компании, мы постепенно начинаем отдавать на сторону", - рассказал Рустам Абдрахманов, пояснив, что решающую роль в данном вопросе играют экономика и безопасность.

Заместитель генерального директора - директор Санкт-Петербургского филиала НИИ информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО "НИИАС") Павел Попов отметил, что есть сугубо технические компетенции, которые отсутствуют у внешних компаний. "Часто возникает ситуация, когда приходят внешние подрядчики и не до конца понимают структуру отрасли и особенности заказчика. В таком случае нужен проводник. Когда мы находим на рынке подходящее ИТ-решение, то заинтересованы его приобрести, а не сделать самостоятельно", - отметил он.

Генеральный директор ООО "Бимэйстер Инжиниринг" Денис Мариненков заявил, что между аутсорсингом и инсорсингом никогда не было войны. "Любая компания в какой-то момент приходит к ощущению "я сделаю все сам", но экономика показывает, что определенные вещи необходимо отдавать на аутсорсинг - баланс посередине. Инсорсинг нужен в части хранения уникальных компетенций. Знания внутренней функциональности всегда на стороне заказчика, а реализация ИТ-продукта за специализированными компаниями, и внутри заказчика их содержать очень сложно и затратно", - считает он. По словам гендиректора "Бимэйстер Инжиниринг", новая тенденция на рынке - создание партнерств, которые подразумевают долгосрочные обязательства. Денис Мариненков заявил, что ИТ-специалисты, работающие в специализированных компаниях, более компетентны, чем те, которые создают продукты в инсорсинговых подразделениях крупных корпораций. "Дорогих, хороших ИТ-специалистов трудно притянуть в офис. Им сложно работать в сложных бюрократических схемах - это показывает опыт", - объяснил он.

Генеральный директор ООО "Газпромнефть-Цифровые решения" Алексей Поперлюков отметил, что на рынке сложился миф, согласно которому работа в корпорации (особенно с государственным участием) для ИТ-специалиста несет определенные ограничения и трудности. По его словам, этот барьер постепенно стирается, и ИТ-специалисты в госкорпорациях имеют практически такую же свободу, как и в частной ИТ-компании.

Как отметил Павел Попов из НИИАС, не только российская, но и мировая тенденция заключается в том, что возможность передачи средств разработки и исходных кодов не до конца развита для того, чтобы и у аутсорсинговых, и инсорсинговых компаний или у заказчика была возможность в дальнейшем эти решения развивать.

Директор по развитию бизнеса в нефтегазовой и химической промышленности ЗАО "Крок инкорпорейтед" Игорь Зельдец отметил, что для него, как для представителя компании-разработчика, инсорсинговые компании - это благо, так как именно на них базируются центры компетенций. "Для нас самый худший проект - когда заказчик не знает, чего он хочет, и не обладает никакой компетенцией. В таком случае на проект мы тратим в три раза больше времени и средств. Мы, как рыночная компания, очень заинтересованы, чтобы клиенты обладали компетенциями внутри. Поэтому инсорсинг для нас - благо, и мы работаем в партнерской модели", - рассказал он.

По словам директора по продукту "Турбо Торо" ООО "Консист Бизнес Групп" Александра Горбачева, специалисты из аутсорсинга знают много клиентов и кейсов, а также не привязаны к одному заказчику, но зато у них уходит много времени на то, чтобы войти в курс дела с новым заказчиком на первом этапе, где как раз случается больше всего ошибок. "Инсорсинговые компании знают заказчика и не тратят времени на изучение, но зато знакомы с меньшим количеством кейсов и клиентов", - сказал он.

Рустам Абдрахманов не согласился с утверждением Александра Горбачева, подчеркнув, что большинство ИТ-специалистов - фанаты работы и, даже трудясь в инсорсинге, знают о рынке и технологиях не меньше, чем разработчики аутсорсинговых компаний. Также он отметил влияние текучки кадров на рынке, когда средний срок работы ИТ-специалиста в одной компании составляет пять-семь лет.

Денис Мариненков из ГК Bimeister отметил, что у рыночных ИТ-компаний есть опыт общения и реализации крупных проектов у разных заказчиков. "Это возможность для партнеров со стороны заказчика получить внешний опыт. Заказчик приходит с задачей, но со своим видением, желая получить кейс. У нас есть опыт лучшего решения на основе других проектов в соседних компаниях", - объяснил он.

Новости из связанных рубрик