Компания Nearity, один из лидеров рынка по объему продаж оборудования видеоконференцсвязи (ВКС) в Китае, пришла в Россию. Игроки рынка считают, что в сегменте кодеков и AV-решений произойдет перераспределение долей в пользу китайских компаний, а с точки зрения инфраструктуры – нет. Российские софтверные продукты для ВКС не уступают зарубежным.
© ComNews
20.09.2022

Представители пресс-службы Nearity сообщили о том, компания работает во многих странах мира, включая рынки Европы и Северной Америки, а штаб-квартира находится в городе Сунчжоу, фабрика в городе Шэньчжэнь, в Китае. По их словам, в портфель компании входят спикерфоны, вебкамеры, камеры с возможностью удаленного управления (PTZ), видеобары, микрофонные массивы и разнообразные аксессуары.

Менеджер по развитию бизнеса Nearity в России Илья Ильичев сообщил о том, что российское юридическое лицо пока не зарегистрировано, но планируется. "Напрямую продавать компания не планирует, все продажи будут осуществляться через канал. Российский рынок для компании имеет большой потенциал, поскольку существует положительная динамика роста российского рынка ВКС. К тому же многие зарубежные производители объявили об уходе с рынка (например, Polycom, Logitech, Shure), что дает Nearity возможность занять их нишу, предоставляя оборудование мирового уровня", - отмечает он.

Nearity заключила первый дистрибуторский контракт с "Марвел Дистрибуция". В дальнейших планах компании – развитие партнерской сети и сотрудничество с российскими компаниями.

Руководитель направления "Мультимедиа" компании "Марвел Дистрибуция" Кирилл Творун рассказал о том, что сотрудничество с Nearity – это не единичный случай. "Мы продолжаем подписывать соглашения с новыми производителями, причем не только из Азии, но и из Европы. Это процесс двусторонний: одни вендоры сами выходят на нас с предложением о сотрудничестве, других мы выбираем по нужным для нас и наших партнеров параметрам", - сообщил он.

По его словам, в целом зарубежные вендоры по-прежнему активно стремятся на российский рынок. "Они используют благоприятную для этого ситуацию, которая сложилась в нынешнем году с уходом некоторых западных производителей. Многие ниши освободились, и иностранные игроки увидели в этом возможность для того, чтобы заявить о себе и закрепиться на нашем рынке. В ближайшее время продолжится приток новых зарубежных производителей. Постепенно рынок стабилизируется, небольшие бренды и вендоры с недостаточно сильными решениями не выдержат естественной конкуренции с более сильными игроками. Рынок станет понятным и структурированным", - уверен Кирилл Творун.

Менеджер по продукту Konica Minolta Business Solutions Russia Егор Говорков отмечает, что, полагаясь на общедоступную статистику, лидерами в крупных проектах исторически были западные производители Cisco, Microsoft, Zoom, Polycom, Konftel, Logitech. Все они публично заявили о своем уходе с российского рынка.

"Очевиден рост доли российских программных решений (Webinar, IVA, TrueConf) и китайских производителей оборудования (Huawei, Yeastar). В крупном бизнесе, где нет жестких требований по замещению импорта, продолжает применяться оборудование американских вендоров, импортируемое по схемам параллельного ввоза. По нашей оценке, доля западных вендоров снизилась примерно на 70% относительно стандартного объема рынка этой категории решений", - говорит он.

По его словам, модель классических многоточечных конференций с конференц-терминалами/ПК продолжает устаревать. Общение продолжает уходить в облачную инфраструктуру. Пользователи ожидают от системы ВКС удобного UI/UX. ВКС становится универсальным средством коммуникации и проведения вебинаров с любых устройств.

"Наблюдается тенденция к использованию программных решений с пользовательскими лицензиями различных уровней: универсальное устройство (ПК/Конференц-терминал/Мобильный клиент), ПК, слушатель вебинара", - объясняет Егор Говорков. По его словам, происходит начало наполнения рынка новыми игроками. "Новые имена начинают появляться в индустриях серверного и сетевого оборудования, видеонаблюдения, печатной, бытовой техники и электроники, автобизнесе", - отмечает Егор Говорков.

Говоря о конкуренции между российскими и зарубежными компаниями, Егор Говорков отмечает, что ряд российских игроков не соперничает, а напротив, привлекает китайских производителей для совместного перераспределения рынка. "Вопрос, который волнует нас как интегратора, нацеленного на удовлетворенность заказчиков - сколько времени займет совершенствование технологий, применяемых новыми игроками до привычного уровня лидеров рынка. Иначе говоря, на данном этапе, с нашей точки зрения, мы будем иметь дело с конкуренцией не по качественному признаку", - считает он. По его мнению, следует ожидать появления новых игроков китайского происхождения с российскими названиями – это будет одним из трендов ближайших месяцев.

По словам директора по маркетингу Spirit/VideoMost Надежды Алябьевой, доля уже установленных иностранных вендоров на российском рынке ВКС составляет около 70%, но российские ВКС-вендоры стремительно наращивают обороты. "Это мы заметили на примере VideoMost, после февральских событий спрос на наш продукт вырос в 10 раз", - рассказала она. По ее словам, технологический суверенитет – это один из ключевых трендов на рынке ВКС. "Российские вендоры ВКС активно занимают долю ушедших иностранных вендоров. Выручка крупнейших российских ИТ-компаний в первой половине 2022 г. выросла на 58% в сравнении с аналогичным периодом 2021 г. Активность российских ВКС вендоров стимулирует рынок на развитие, что в свою очередь способствует улучшению продуктов видеоконференцсвязи", - считает Надежда Алябьева.

Директор по развитию бизнеса компании Vinteo Борис Попов отмечает, что официально американские и европейские вендоры не работают на российском рынке, идет замена на отечественные продукты - процент их внедрений ощутимо растет с февраля. По его словам, оценить изменения в долях можно будет позже, скорее всего к началу 2023 г. на российские разработки будет приходиться до 50% рынка. "Основной тренд на рынке сейчас – импортозамещение, поиск заказчиками из различных отраслей качественных отечественных ВКС-альтернатив в разных технологических сегментах. Это следствие скоропалительного ухода иностранных вендоров из России, буквально отключивших отечественных заказчиков от облачных сервисов и оборвавших техническую поддержку в один день. Что касается технологических трендов, то большинство заказчиков из госсектора и крупного бизнеса используют некий микс из традиционных решений ВКС и веб-конференций. Классическая технология ВКС класса telepresence на базе MCU по-прежнему популярна и развивается ввиду значительных инвестиций, сделанных ранее в иностранное оборудование, дополняется широким локальным функционалом", - говорит Борис Попов.

По его словам, идет процесс взаимного проникновения решений разных технологических классов в сегменты друг друга, из-за чего возникает проблема совместимости. "Большинство российских платформ видеосвязи изначально реализовывались на open source-продуктах, и относятся именно к более быстрому и легкому в разработке технологическому классу веб-конференций. Все попытки нарастить решение веб-конференцсвязи до функционала telepresence или объединить их упираются в несовершенство изначально выбранной технологии и необходимости организовать шлюзы между этими технологиями, совмещать разные сегменты, ограничивать функциональность решения и так далее. То есть классическая ВКС может работать как веб-конференция, а вот обратный процесс невозможен", - отмечает директор по развитию бизнеса компании Vinteo.

По его мнению, рынок новых закупок ВКС в большинстве своем – за отечественными игроками. "Уход иностранных вендоров усилил конкуренцию между отечественными разработчиками. Правда на первый план часто выходит не технологическое соперничество, а скорее чрезмерно активное продвижение продуктов видеосвязи, как правило, с ограниченным функционалом. Нивелирование классов решений видеосвязи - специфическая проблема нашей отрасли, которая не теряет своей актуальности и сейчас. Некоторые российские разработчики не вполне корректно позиционируют заказчикам свои упрощенные решения веб-конференций в качестве полноценного продукта ВКС профессионального класса, зато отечественного и крайне доступного по цене. Это вводит заказчиков в заблуждение, и они тратят бюджеты не неподходящий по функционалу продукт, который не решает поставленных задач", - отмечает он.

По его словам, выход на российский рынок новых иностранных игроков – тренд. "На освободившийся рынок заходят новые игроки. Однако в основном это связано с предложением различных камер, на производство которых нацелены китайские производители. С точки зрения ПО и инфраструктурных элементов ВКС отечественные игроки не просто готовы к конкуренции с зарубежными представителями, а успешно борются уже сегодня благодаря своим технологиям, опыту и практическим наработкам. С точки зрения массового производства кодеков, комплектующих и цены за единицу изделия – с этим в России есть объективные сложности. У нас нет производственных мощностей, своих камер, корпусов и других комплектующих, а также сложности с процессорами, способными составить конкуренцию зарубежным с точки зрения обработки большого количества видеоданных", - объясняет он.

По его мнению, выход Nearity на российский рынок связан с уходом американских и европейских вендоров переферийного оборудования, попытка заменить их. "Для российского рынка это плюс, так как ниша Logitech не заполнена - в России нет своих решений в этой области, и замена на китайские варианты неплохой выход из ситуации. Возможно, с приходом Nearity мы увидим перераспределение долей в сегменте кодеков и AV-решений, а вот с точки зрения инфраструктуры – вряд ли", - говорит Борис Попов.

Заместитель генерального директора IVA Technologies Максим Смирнов считает, что пока на иностранные ВКС приходится более 50%, что совершенно не удивительно, поскольку до недавнего времени их приобретали в значительно большем объеме, чем отечественные.

"Впрочем, уже несколько лет назад аналитики стали отмечать пусть и не стремительное, но вполне планомерное изменение долей. Этому в немалой степени способствовала пандемия и как следствие возросший спрос на решения для организации удаленной работы. Кроме того, зрелось российских продуктов в последние года заметно выросла и на сегодняшний день они практически ни в чем не уступают зарубежным аналогам. Таким образом, на конец 2021 г., по разным оценкам, на долю российских систем видеоконференцсвязи уже приходилось 15-25%. В 2022 г. динамика роста доли отечественных систем ВКС выросла как минимум кратно и продолжает увеличиваться. Связано это с исходом из России большинства зарубежных вендоров, ограничением поддержки и туманной перспективой дальнейшего использования уже приобретенных заказчиками иностранных решений", - уверен Максим Смирнов.

По его словам, возможным камнем преткновения для дальнейшего развития рынка российского рынка унифицированных коммуникаций могло стать "железо", без которого невозможно построить современную инфраструктуру – базу для системы ВКС, но достаточно оперативно на рынке выстроились новые цепочки взаимодействия, в том числе параллельный импорт, а государство анонсировало беспрецедентные меры как для развития отечественной компонентной базы, так и для разработки ПО.

"Кроме того, нельзя не отметить активное развитие облачных сервисов, позволяющих заказчикам полноценно использовать средства ВКС из облака, практически не задействуя вычислительные ресурсы собственной инфраструктуры. Но эта модель, подходит не всем, например, по причинам, связанным с безопасностью", - объясняет Максим Смирнов.

По его словам, если рассматривать российский рынок унифицированных коммуникаций, то изменения наблюдаются не только в области систем ВКС, но и, например, в части мультимедийной периферии для систем коммуникаций.

"Да, ее представляли и продолжают представлять на рынке многие вендоры, но уход таких мастодонтов, как, например Logitech, решения которых для многих организаций являлись корпоративным стандартом, неминуемо вызовет приток в эту нишу новых вендоров. И если решения последних окажутся качественными, а цена не будет заоблачной, то у таких производителей сейчас есть отличный момент как в плане захода на российский рынок, так и занятия на нем заметных позиций. Вполне вероятно, что в ближайшее время количество новых для России вендоров в области мультимедийных решений будет увеличиваться, но кто из них в итоге останется, вопрос открытый", - отмечает заместитель генерального директора IVA Technologies.

По словам директора группы "Иннотех" Дмитрия Харитонова, все крупные новые контракты 2022 г. случились с участием российских вендоров. "Несомненно, определенная часть иностранных лицензий все еще функционирует. Однако существенная доля перестает поддерживать клиента, что порой может оказаться полной неожиданностью для последнего", - объясняет он.

По его словам, импортозамещение и отказ от иностранных решений на фоне ухода западных игроков – это главные тренды текущего года, которые будут продолжаться в ближайшие годы. "Многие крупные ИТ-компании либо поглощают крупных игроков, либо запускают свои решения на базе аутсорса, интегрируя их с уже построенной экосистемой. Предполагаю, что доля российских ВКС сервисов доля предположительно изменится с 30% до 80% рынка в 2025 г.", - дает прогноз Дмитрий Харитонов.

Руководитель отдела мультимедиа компании Tegrus Владимир Татарчук отмечает, что после ухода иностранных вендоров, есть определенный дефицит оконечных устройств для приёма и передачи данных, а также кодирования и декодирования сигнала в сеансах видеоконференцсвязи, так называемых терминалов ВКС, умных универсальных систем "все в одном" и крупных систем телеприсутствия.

"Тренд сейчас у всех один – максимально быстро перейти с иностранных ВКС, которые больше не доступны к заказу на российские решения, и сохранить существующую инфраструктуру. Компании со зрелой инфраструктурой, в том числе с наличием профессиональных ВКС-решений уже активно планируют миграцию на отечественные платформы, которые на данный момент могут практически полностью заменить функционал и обеспечить взаимодействие оборудования разных производителей между собой, без замены имеющегося оборудования и с соблюдением всех требований российского законодательства по импортозамещению", - рассказывает Владимир Татарчук.

По его словам, приход новых иностранных компаний на российский рынок не тренд, а возможность занять определенную нишу и рынок, который на данный момент оказался востребован в России практически по всем категориям технологий для проведения видеоконференций, включая оборудование, программное обеспечение, облачные системы и особенно сервисы. "Отечественные производители сейчас могут гарантировать безопасность и полный контроль над коммуникациями заказчика.

"Сейчас на российском рынке ВКС лидируют отечественные решения, история с импортозамещением ВКС непосредственно в госсекторе была запущена еще в 2016 г. с созданием реестра отечественного ПО. Сейчас пришло время заказчиков, которые ранее были вне западных санкций – это банки, нефтегазовый сектор, промышленность и другие коммерческие компании", - отмечает он.

По его словам, в скором времени мы увидим еще много новых зарубежных компаний на российском рынке, так азиатские компании, которые ранее работали только на внутреннем рынке, сейчас активно появляются в России.

"Многие наши заказчики уже попробовали китайское оборудование или пробуют, но при этом необходимо учитывать еще и фактор дефицита чипсетов и логистики, который оказывает очень большое влияние на доступность и сроки поставки оборудования в Россию. Однако, в любом случае присутствие азиатских вендоров будет увеличиваться", - заключил Руководитель отдела мультимедиа компании Tegrus.

Старший менеджер практики разработки ПО Axenix (экс-Accenture) Арсений Кондратьев отмечает, что множество компаний, несмотря на активно идущую всеобщую ИТ-локализацию, по-прежнему используют зарубежные ВКС. "Связано это в первую очередь с удобным функционалом и высокой надежностью. Но, оглядываясь на риск, что любой зарубежный инструмент можно потерять в одночасье, бизнес активно переходит на отечественные аналоги. Для крупных российских производителей ПО это настоящий вызов - в кратчайшие сроки нужно адаптировать ВКС-приложения под возросший трафик и запросы пользователей. В связи с этим на рынке идет нешуточная борьба, в первую очередь, за корпоративными клиентами. При стабильности спроса на рынке ВКС уход, а скорее отказ от западных ВКС-сервисов мотивируют компании из "дружественных стран" также занимать долю на рынке, особенно в случае запроса высокоразвитых сервисов, которых пока не могут догнать российские приложения. Nearity делает ставку именно на это", - уверен Арсений Кондратьев. По его словам, приход на пустое место других сервисов только вопрос времени.

Новости из связанных рубрик