Анна
Балашова
06.06.2022

Основатель QIWI Сергей Солонин получил 38% стартапа Station, который был создан Skolkovo Ventures и Dentsu Group для развития маркетинговых технологий. Однако последняя покидает российский рынок

О том, что основатель QIWI Сергей Солонин стал акционером технологического холдинга Station, говорится в поступившем в РБК сообщении компании. Как сообщил в интервью РБК глава Skolkovo Ventures Владимир Сакович, Солонин получил 37,5% Station.

Station была основана в 2020 году как холдинг для создания платформы по развитию маркетинговых технологий (к таким относятся чат-боты для общения с клиентами, рекомендательные системы для покупателей и т.д.). Изначально акционерами компании являлись Skolkovo Ventures (управляет несколькими венчурными фондами, созданными на деньги госкорпораций и частных компаний, входит в "Сколково") и DEEP — совместное предприятие японской Dentsu Group Inc. и российской OKS Group. На первом этапе партнеры планировали вложить в проект 1,5 млрд руб., которые стартап должен был направить на приобретение контрольных пакетов компаний, работающих с технологиями умного использования потребительских данных партнеров.

В марте этого года Dentsu решила уйти с российского рынка. Группа передала права на владение совместным предприятием Dentsu Russia локальным акционерам — Кириллу Матвееву и Олегу Полякову. Доля в DEEP перешла к OKS Group, сообщил представитель Station. Он также подчеркнул, что переговоры с Солониным начались еще год назад и что бизнесмен не выкупал доли у существующих акционеров, а вошел через размывание долей: Skolkovo Ventures и OKS Group теперь владеют по 31,25% актива. Сумма инвестиций не раскрывается, лишь отмечается, что средства направят на усиление команды и первые сделки стартапа.

Как рассказал в интервью Владимир Сакович, Station будет фокусироваться на рынке цифровизации маркетинга, объем которого оценивается в 70 млрд руб. "Раньше половину этого рынка занимали западные вендоры и мы были вынуждены очень аккуратно собирать продуктовый портфель, многократно оглядываться на конкурентов, а сегодня открылся огромный сегмент замещения уходящих иностранных решений, думаем, как переварить эти объемы". По его словам, у Station сейчас находятся в стадии закрытия две сделки. Детали он не раскрыл.

По словам главы Station Дмитрия Ларина, которые приводятся в сообщении компании, за год она изучила большинство игроков на рынке, а также пообщалась с большим количеством клиентов и теперь лучше видит свое позиционирование и то, как будем "забирать освобожденные западными игроками ниши, отстраиваться от оставшихся на рынке конкурентов".

В интервью РБК Владимир Сакович также отметил, что за последний месяц спрос на технологии, которые появляются в "Сколково" и активах, в которых Skolkovo Ventures является акционером, вырос на десятки процентов, а в некоторых секторах — в разы. "В первую очередь к российским продуктам, которые могут заменить иностранные, особенно решения компаний, которые объявили об уходе или отключении своих систем в России. Максимальный спрос сейчас на b2b-решения, потому что вся корпорация может перестать работать, если отключена та или иная система. Это цифровизация промышленности, финансового сектора и ретейла, государственных и других процессов", — пояснил он. По словам главы Skolkovo Ventures, в ближайшие годы построить в России компанию, способную к IPO (для этого ее капитализация должна составлять порядка $1 млрд), будет проще, потому что "освобождаются большие доли рынка от западных вендоров, и у российских игроков появится возможность их занять, кратно вырасти в оборотах". В качестве примера он привел сегмент рынка, на котором фокусируется Station, а также рынок кибербезопасности. Объем последнего в России составляет 150 млрд руб., и до сих пор 40% на нем занимали западные вендоры, то есть после их ухода может освободиться порядка 60 млрд руб., которые будут соответствовать 300 млрд руб. дополнительной капитализации для российских игроков, оказывающих подобные услуги.

Новости из связанных рубрик