Год для Рунета будет непростым
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) представила расширенную версию исследования "Экономика Рунета", посвященного подведению итогов 2021 г. и прогнозу на 2022 г. Общий объем экономики Рунета, который озвучил заместитель директора РАЭК, член Общественной палаты Сергей Гребенников, составил 9,5 трлн руб., что на 42% больше, чем годом раннее. Главными драйверами роста стали электронная коммерция и развитие инфраструктуры.
Размер аудитории Рунета, который озвучил главный аналитик РАЭК Карен Казарян, достиг 97,5 млн человек, что составляет 80% всего населения России. При этом 94% от этого количества выходит в Сеть каждый день. Интернет стал основным каналом доставки новостей для 62% населения, обойдя телевидение (его доля 52%) и традиционные СМИ. Количество пользователей мобильного интернета в России составило 90 млн человек.
Самым значительным сегментом экономики Рунета, как отметила аналитик РАЭК Мария Сайкина, является электронная коммерция. Его объем составил 8,65 трлн руб., рост в годовом выражении - 44%. Это составляет 9,2% от общего объема всего товарооборота в России. Онлайн-покупки стали обыденностью, особенно в крупных городах. В целом же постоянными покупателями в онлайне является более 52% населения. Основную часть рынка контролируют крупные маркетплейсы - Ozon, Wildberries, "AliExpress Россия", "Яндекс.Маркет", "СберМегаМаркет".
Лидерами в общем объеме покупок остаются бытовая техника, электроника, одежда и обувь, но по темпам роста лидируют продукты питания и товары повседневного спроса. Единственной категорией, где отмечается снижение, оказалась продажа билетов на всевозможные мероприятия, что связано с тем, что продолжали действовать пандемийные ограничения.
На 2022 г. в РАЭК прогнозируют рост, однако его темпы существенно снизятся. Главными факторами торможения, как отмечает Мария Сайкина, являются рост цен, снижение товарного ассортимента и падение реальных доходов населения.
На маркетинг и рекламу в интернете в 2021 г. приходилось 432,5 млрд руб., рост составил 24%. Объем всего рекламного рынка в России, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, - 578 млрд руб. Наиболее быстрорастущим сегментом стали доходы блогеров. У трети российских рекламодателей расходы на инфлюенс-маркетинг составляли до половины всех рекламных бюджетов.
Общий объем сегмента инфраструктуры в 2021 г. составил 204,3 млрд руб., что на 34% больше, чем годом раннее. Рост трафика в годовом выражении достиг 130%. Как отметил директор РАЭК Сергей Плуготаренко, основным драйвером роста стали облачные сервисы. Также, как подчеркнула Мария Сайкина, общее количество доменов в зоне .RU превысило знаковую отметку в 5 млн. На 2022 г. также прогнозируется рост в 17%. Основным драйвером останутся облачные сервисы, прежде всего миграция на российские площадки с зарубежных. Но при этом Мария Сайкина видит некоторое снижение доверия к любым облакам. Также наблюдается заметный рост цен на облачные услуги, что является прямым следствием дефицита оборудования.
На доступ к цифровому контенту в 2021 г. жители России потратили 153,4 млрд руб., что на 24% больше, чем годом раннее. При этом темпы роста заметно снизились по сравнению с 2020 г., когда они достигли 44%. Основным драйвером роста тогда стали онлайн-игры, интерес к которым рос на фоне пандемийных ограничений. В 2021 г. на игры пришлось 99 млрд руб., на видео - 31 млрд руб., музыку - 12 млрд руб., книги (включая аудиокниги) - 11 млрд руб. Как подчеркнула Мария Сайкина, доля пиратского контента наиболее велика в сегменте книг, где на них приходится около 2-3 млрд руб.
По оценке Карена Казаряна, основной фокус регулирования в 2021 г. был сосредоточен на искусственном интеллекте, что находится в общемировом русле. Не меньше внимания уделялось регулированию оборота контента. В частности, продолжалось совершенствование антипиратского кодекса. В 2022 г. фокус смещается в сторону кибербезопасности, чему способствовали существенный рост киберпреступности и не спадающая волна атак на российские компании и госучреждения.
Текущий год ожидается очень непростым. Как отметила Мария Сайкина, ожидается снижение на 50% сегмента маркетинга и рекламы, и на 60% - медиа и развлечений. Что касается маркетинга и рекламы, то главными драйверами падения стали уход зарубежных рекламодателей и площадок, который отечественные игроки не смогут восполнить. Плюс ко всему, необходимо длительное время на адаптацию к изменившейся аудитории и особенностям работы российских сервисов и платформ. Что касается сегмента медиа и развлечений, то тут главным фактором становится уход зарубежных игроков, сложности с новым контентом и трудности с оплатой подписок на зарубежные сервисы. Также, как подчеркнула Мария Сайкина, видны отчетливые симптомы, что потребитель возвращается к использованию пиратского контента.
Тем не менее Сергей Плуготаренко заявил: "Можно с уверенностью сказать, что для российской интернет-отрасли кризисы стали своего рода прививками, которые раз за разом укрепляют ее иммунитет к дальнейшим вызовам". По его словам, прежние кризисы 2014-2015 гг. и 2020 г. выражались лишь в снижении темпов роста, и за этим снижением всегда следовал резкий рост. В 2022 г. также прогнозируется увеличение экономики Рунета на 11%. При этом Сергей Плуготаренко подчеркнул, что не исключено и то, что благодаря усилиям отрасли эта цифра может стать и больше. Открываются новые ниши, и в целом настроение в отрасли, по его словам, скорее оптимистичное.