"Росатом" и VEB Ventures роботизируют Арктику
В пресс-службе компании VEB Ventures сообщили, что стороны планируют совместно разработать технологии для эксплуатации роботизированной горной техники в экстремальных условиях Арктики, а также апробировать эти технологии на специализированном полигоне, который будет развернут на архипелаге Новая Земля на площадке нового месторождения свинцово-цинковых руд.
В пресс-службе компании VEB Ventures рассказали, что проект рассчитан на три года, а разработка и внедрение займет от 12-18 месяцев, в оставшийся срок будет происходить дальнейшая накатка. В компаниях сообщили, что к испытаниям на полигоне планируется приступить в конце 2022 г. "Освоение этого месторождения входит в государственную стратегию развития Арктики. Испытания позволят проверить работу систем ориентирования, которые не зависят от техники, ландшафта или климатических условий", - отметили представители компаний.
В пресс-службе "АРМЗ Горные машины" рассказали, что будут использоваться экспериментальные корпуса и системы защиты электроники для экстремально низких температур. Кроме того, будут созданы специальные алгоритмы для работы в условиях плохой или нулевой видимости.
В пресс-службе компании "Цифра Роботикс" рассказали, что будут тестироваться три самосвала, экскаваторы и другая вспомогательная техника. Компании рассматривают несколько производителей. Также в компании сообщили, что будут использовать специализированную горную технику на жесткой раме грузоподъемностью 90 тонн. "Будет задействовано около 20 человек от "АРМЗ Горные машины". На три самосвала по 12 водителей - на момент тестирования водители присутствуют в кабине. От компании "Цифра Роботикс" нужны серверный архитектор, бортовой архитектор, разработчики, два тестировщика, сервисные инженеры, руководитель проекта - всего около 15 человек", - уточнили в VEB Ventures.
По словам, генерального директора компании VEB Ventures Олега Теплова, развитие беспилотного транспорта и его тестирование в экстремальных условиях находится на таком уровне, что может не только использоваться для перевозки грузов вне дорог общего пользования, что на 10-15% снизит издержки по сравнению с пилотируемыми аналогами, но и будет способствовать развитию горной добычи в условиях вечной мерзлоты. "Применение автономного транспорта - это еще один шаг на пути роботизации Арктики, которая может повысить коэффициент извлечения полезных ископаемых на 10-30%. А сокращение себестоимости добычи полезных ископаемых составит до 50%. По нашим данным, применение роботизированной горной техники может позволить сократить траты на оплату труда на 80% и на 20% повысить эффективность транспортировки горной массы", - сказал Олег Теплов.
Председатель совета директоров "АРМЗ Горные машины" Игорь Семенов отметил, что это уникальный проект для компании, позволяющий нарастить компетенции в области робототехники, что впоследствии может дать импульс развитию беспилотной добычи в сложных метеоусловиях. "Мы объединим наши компетенции в разработке и внедрении решений для дистанционного управления и автономной работы горной техники", - заключил он.
Генеральный директор "Цифра Роботикс" Алексей Яковенко уточнил, что речь идет о первом полигоне в Арктике, где будет проводиться тестовая эксплуатация автономного транспорта. "Наша ключевая задача - отработать технологию в условиях экстремально низких температур, в условиях густого тумана и сильных снегопадов, которые затрудняют работу сенсоров автономного транспорта. Мы планируем организовать перевозку вскрыши на трех самосвалах с участием экскаваторов и другой вспомогательной техники", - рассказал Алексей Яковенко.
В пресс-службе компании VEB Ventures отмечают, что особенную актуальность беспилотные технологии получат в отраслях, где оплата человеческого труда и обеспечение рабочих мест требуют больших ресурсов. По их словам, фонд оплаты труда для некоторых предприятий может сократиться в пять раз. "Характерный пример эффективности применения автономного транспорта в горной промышленности можно наблюдать в Чили. Там первые 18 беспилотных самосвалов начали работу на шахтах еще в 2008 г., проникновение роботизированной техники в горную металлургию наращивалось от года к году. В результате доля горной промышленности в ВВП страны достигает почти 20% - выросла с 8% в 2001 г. Сейчас в этой отрасли трудится всего около 60 тыс. человек - менее 1% трудоспособного населения, а зарплаты в отрасли превышают в два раза средний уровень", - рассказали в пресс-службе. Кроме того, в компании отметили, что применение автономного транспорта в Арктике повысит контроль за загрязнением окружающей среды и значительно снизит количество бытовых отходов. Также в VEB Ventures напомнили, что в апреле 2022 г. Владимир Путин потребовал не откладывать арктические проекты в связи с геополитической обстановкой.
По поводу стоимости проекта в пресс-службе компании "Цифра Роботикс" отметили, что на текущий момент только согласуются бизнес-планы и ведется оценка полной стоимости создания полигона и последующей окупаемости.
По словам директора центра разработки Artezio (входит в группу "Ланит") Дмитрия Паршина, об окончательной стоимости проекта говорить пока рано. "Речь идет о тестировании навигационных систем в условиях Арктики и определении места, где оно будет проводиться. Однако инвестиции в такие проекты исчисляются десятками миллионов долларов, причем даже не говоря о выпуске серийных образцов техники, которая будет дальше эксплуатироваться на регулярной основе. Сейчас только несколько компаний в мире имеют компетенции и ресурсы для разработки эффективных систем ориентирования в условиях плохой видимости. Это требует не только написания алгоритмов анализа окружающей обстановки, но и разработки уникальных аппаратных решений для сканирования местности", - считает эксперт. По его словам, здесь важно понимать, что точность таких аппаратных решений должна быть очень высокой, чтобы обеспечить эффективную работу роботизированной техники в сложных климатических условиях.
По словам и.о. генерального директора компании "Системы компьютерного зрения" (входит в группу "Ланит") Михаила Смирнова, для более точной оценки стоимости проекта необходимо иметь в распоряжении больше исходных данных. "Думаю, что на создание алгоритмов и закупку оборудования будет израсходовано по нескольку десятков миллионов, а вот испытания в условиях Арктики обойдутся очень дорого, с учетом логистики, температурных режимов использования оборудования, условий проживания и т.п. Предполагаю, что весь проект можно оценить от 100 млн", - считает эксперт.
Как отметил Дмитрий Паршин из центра разработки Artezio, де-факто, говоря о таких проектах, мы прежде всего имеем в виду перспективные разработки для космической отрасли и самоходных устройств для исследования других планет. "Наверняка успешные решения в области создания роботизированной горной техники в Арктике будут применяться и при построении спускаемых аппаратов в космической сфере. Так что проектов в этой области будет становиться все больше. Многое зависит от первых успехов и стабильности финансирования, так как очевидно, что пока такие исследования не имеют серьезных шансов окупаться за счет заказчиков. В будущем же навигационные решения для роботов и автомобилей станут очень ценным продуктом на международном рынке", - сказал он. По его словам, системы, способные работать в сложных или экстремальных условиях, станут большим конкурентным преимуществом для страны, которая будет ими обладать. "В будущем без автопилотируемой техники будет сложно представить как обычную жизнь людей, так и исследовательские проекты в Арктике", - уверен Дмитрий Паршин.
Михаил Смирнов из компании "Системы компьютерного зрения" считает, что этот проект несомненно перспективен, так как позволит избавить людей от необходимости работать в тяжелейших условиях, сэкономит средства компаний, выделяемые на компенсацию труда в полярных условиях, и в целом повысит эффективность работ по добыче ископаемых в условиях Арктики.