Екатерина
Ясакова
13.04.2022

Продажи на рынке онлайн-образования в марте упали на 20–40%. По итогам всего года эксперты ждут при благоприятном сценарии — нулевой прирост, при худшем — сильное снижение. Особенно просел спрос на освоение новых хобби

Общее падение рынка онлайн-образования в 2022 году может составить 35–40% в зависимости от сегментов. Такой прогноз приводит директор EdTech-кластера фонда "Сколково" Наталья Царевская-Дякина по итогам проведенного в начале апреля опроса среди стартапов, входящих в экосистему этого фонда (участвовали 200 компаний). Более 90% респондентов сказали о падении своих продаж в среднем на 20–40%.

По итогам 2021 года объем рынка EdTech в России составил 80 млрд руб., напомнила Царевская-Дякина. И до сих пор показатель рос на 15–20% в год, а в период карантина весной 2020 года достигал 25–50%.

Как менялся спрос

"Больше всего пострадает дополнительное и профессиональное образование для взрослых, особенно в сегменте дорогих и эксклюзивных направлений, таких как МВА или обучение ораторскому искусству", — говорит Царевская-Дякина. Она объясняет, что за обучение на таких программах, которое может быть рассчитано на полтора года, зачастую приходится платить сразу и нет возможности, как в университете, разделить оплату по семестрам. "Из-за этого приходится обращаться к кредитам, а сегодня они во многих банках недоступны", — указала представитель "Сколково".

Также негативно сказалась невозможность размещать рекламу в Google, YouTube, Facebook и Instagram (последние две принадлежат Meta Platforms Inc., которая признана в России экстремистской организацией) — именно из этих каналов сервисы онлайн-образования получали наибольший трафик. Например, в разных сервисах упал спрос в сегменте обучения маркетингу — стали непопулярными курсы, связанные с навыками работы с соцсетями, настройкой контекстной и таргетированной рекламы.

По словам руководителя сервиса онлайн-обучения цифровым профессиям "Яндекс.Практикум" в России Евгения Лебедева, они также наблюдают снижение спроса на программы для тех, кто уже имеет опыт в профессии, "программы для продолжающих" или "апскиллинг" (от англ. upskilling — "повышение квалификации"). "Такие курсы — не базовая потребность, они нужны для дальнейшего развития в профессии. В период неопределенности спрос на них падает", — отметил Лебедев.

В то же время Лебедев ждет не падения рынка профессионального образования, а лишь замедления темпов его роста.

Но гендиректор образовательной компании "Нетология" Марианна Снигирева рассчитывает, что динамика рынка EdTech останется на уровне 2021 года (рост на 15–20%). По ее словам, в первые недели марта в "Нетологии" спрос упал примерно одинаково на все направления обучения, но вскоре начал восстанавливаться. При этом на курсы по программированию и аналитике данных спрос даже "значительно вырос".

С самыми серьезными сложностями столкнулись гиганты рынка EdTech, основная доля трафика которых приходилась на рекламные каналы, ставшие недоступными, считает управляющий директор Ultimate Education Никита Подлипский. Нишевые же игроки с сильными комьюнити, по его словам, чувствуют себя стабильнее. "Общая просадка по нашим компаниям составила не более 4%, а в ближайшее время мы прогнозируем небольшой рост. Если человек столкнулся с необходимостью повысить свою квалификацию, разобраться в нюансах своей профессии, он это сделает. В наших направлениях длительного кризиса занятости не прогнозируется", — рассуждает Подлипский.

Что останется востребованным

Меньше всего пострадает школьное допобразование в направлении репетиторства и подготовки к ОГЭ/ЕГЭ, уверена Наталья Царевская-Дякина. "Эти экзамены все равно надо будет сдавать, а в детей мы обычно готовы вкладываться больше, чем в самих себя, — говорит она. — Также по состоянию на март, по данным наших опросов, оптимистично выглядит ситуация с обучением иностранным языкам — там очень низкое падение, не более 10%".

Тенденцию сохранения интереса к обучению иностранным языкам РБК подтвердил и управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский. "У нас идет рост. Падения стоит ожидать в направлениях, где люди были вынуждены брать кредиты. Также сейчас отказываются от обучения каким-либо хобби", — отметил он.

Востребованным останется обучение цифровым и ИТ-профессиям, уверена Марианна Снигирева. В первую очередь государству и бизнесу нужны будут разработчики и аналитики — их нехватка была острой и до конца февраля 2022 года, а теперь на них горячий спрос, так как из России уехало много ИТ-специалистов. "В изменившихся условиях выживут те компании, которые смогут адаптироваться и диверсифицировать свои продукты, на которые у населения будет спрос. Поэтому будут нужны продакт- и проджект-менеджеры, способные придумывать и создавать такие продукты. Нужны будут дизайнеры, которые смогут донести до потребителей ценность этих продуктов, а также интернет-маркетологи — чтобы продвигать бренд на доступных площадках", — отмечает Снигирева.

Представитель "Яндекс.Практикума" также говорит о росте спроса на программы для начинающих, позволяющие с нуля освоить новую профессию в ИТ. "Сейчас есть общий тренд на рескиллинг, переобучение. Это когда условный водитель трамвая приходит к нам, чтобы стать разработчиком или получить другую цифровую профессию. Поэтому сегодня, в условиях кризиса, когда люди теряют работу или оказываются в сложной жизненной ситуации, онлайн-образование становится доступным инструментом для перехода в новую профессию, поэтому спрос на него растет", — рассуждает Евгений Лебедев. Он отметил, что спрос на программы для начинающих с середины марта 2022-го вырос на 30% по сравнению с докризисным периодом.

По словам коммерческого директора Skillbox Артем Казакова, в марте они зафиксировали позитивную динамику продажи курса "Инженер по тестированию" — в разрезе других направлений программирования был ощутимый прирост в 30%. Также он отметил повышенный интерес пользователей к курсам по английскому языку (+24% к февралю). Кроме того, растет спрос на корпоративное обучение (за счет работодателя), поскольку компании "острее ощущают необходимость повышения квалификации или приобретения новых знаний и навыков для работников", а также на различные интенсивы. При этом Казаков считает, что сейчас говорить о прогнозе результатов за год "не совсем корректно, так как рынок адаптируется к изменениям".

Новости из связанных рубрик