Штрафы за "электронный" мусор населения не коснутся
Приказ №399 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации принят еще в июне 2021 г. и вступает в силу 1 марта 2022 г. Данный документ регламентирует утилизацию широкого спектра отходов разной степени опасности. И пункт V данного приказа касается, дословно, "оборудования компьютерного, электронного, оптического, утратившего потребительские свойства" (далее - отходы электронного оборудования). В этот перечень попадают бытовая техника, настольные и портативные ПК, серверы, системы хранения данных, комплектующие для сборки компьютерного оборудования, мониторы, средства печати и копирования - всего несколько десятков видов продукции. Все перечисленные в приказе виды отходов запрещается выбрасывать как обычный бытовой мусор, их следует утилизировать в строго определенных условиях. Нарушение данного порядка влечет административную ответственность. Штраф для частных лиц составляет от 1000 до 2000 руб., для компаний - от 100 тыс. до 250 тыс. руб.
Утром 22 февраля на сайте Минприроды появилось важное уточнение от пресс-службы ведомства: "С 1 марта обязанность утилизировать старую технику коснется только юридических лиц и предпринимателей. Жители смогут оставить вышедшую из строя бытовую технику и компьютеры на мусорной площадке или же передать их на переработку". Однако юридических лиц нормы, установленные приказом №399, будут касаться в полной мере.
Директор по продуктам и технологиям группы Т1 Александр Рожков напоминает, что, по данным ООН, в 2021 г. каждый из нас выбросил или переработал в среднем 7,5 кг старых телефонов, ноутбуков, тостеров, другой электроники и бытовой техники, что в сумме составляет колоссальные 63,3 млн тонн электронных отходов по всему миру. В России же на одно домохозяйство приходится 29,4 кг таких отходов в год. Россия в 2021 г. заняла 30-е место по объему электронных отходов в Европе.
Руководитель отдела ИТ "Рексофт" Евгений Черток считает, что данные требования вряд ли будут соблюдаться: "У России большая территория, слабо контролируемое исполнение законов, привычка граждан поступать "как проще". Вред окружающей среде невозможно купировать принятием законов или штрафами, контролем их соблюдения. Все окажется на помойке. Поставить пост возле каждой точки сбора мусора будет еще дороже". Но, по его мнению, экономическая ситуация в стране ведет к тому, что устаревшая, но работающая техника продолжает использоваться до полного физического износа. Также значительная часть передается сотрудникам или детским учреждениям: "Техника, выработавшая ресурс, но еще годная, предлагается сотрудникам. Также мы регулярно через специализированные фонды передаем технику в детские учебные заведения. В конце прошлого года "Рексофт" передал Аннинской специальной общеобразовательной школе оборудование для компьютерного класса. Это казенное специальное учебно-воспитательное учреждение Воронежской области, где живут и обучаются дети, попавшие в сложные жизненные ситуации. Школа создана в 1965 г. Сегодня в ней обучаются 43 ребенка. Умение работать в Сети и вообще обладать навыками компьютерной грамотности - важный навык для любого ребенка, а возможно, и вхождение в мир востребованной профессии. Мы рады, что можем помочь школе с техникой".
Однако Александр Рожков с этим не согласен: "Срок службы ИТ-оборудования в последнее время сократился с шести до двух лет, а мобильных телефонов - до выхода новой модели. Это означает, что ежегодный объем электронных отходов будет только возрастать. Поэтому правительства развитых стран работают над тем, как повысить процент переработки электронных отходов и стимулировать программы возврата и ремонта электроники. Существуют также инициативы по созданию интерактивных карт с указанием пунктов приема электронных отходов".
При этом, как напоминает Александр Рожков, "электронный мусор" отнюдь не безобиден: "Неправильная утилизация электронных отходов влечет за собой множество проблем с окружающей средой и здоровьем человека. Электронные отходы могут оказаться на огромных цифровых свалках, подвергая людей, выбирающих ценные металлы из мусора, воздействию более 1000 токсичных веществ, таких как свинец, ртуть, кадмий и др. Поскольку перерабатывается чуть более 17% этих электронных отходов, защитники призывают производителей и потребителей следить, чтобы эта вышедшая из строя электроника не попадала на свалки или не пылилась в подвале. По мере того, как мы переходим на более возобновляемые виды электричества и транспорта, для которых требуются такие металлы, как литий и медь, эксперты говорят, что как никогда важно перерабатывать смартфоны и аккумуляторы".
Евгений Черток уверен, что единственный путь к выполнению закона и охране почвы - сделать людям удобно: "Пункты сбора отходов для утилизации должны быть в каждом дворе, возле каждого бизнес-центра и крупного магазина. Чтобы из любой точки генерации мусора - квартиры, предприятия, автопарка или магазина - было не более пяти минут до места, где этот мусор можно оставить. И это должно быть бесплатно. В нашей стране пока утилизация за деньги не будет работать, граждане к этому не готовы. Конечно, государственная политика должна быть направлена на поощрение переработки отходов".
Также представитель "Рексофт" обращает внимание на серьезную потенциальную угрозу при простом выбрасывании оборудования вместе с бытовым мусором или передаче работающего: "Нужно еще обратить снимание на аспект информационной безопасности. Довольно часто в выброшенной технике есть накопители данных - флэш-память, диски и т.п. В смартфонах, компьютерах-ноутбуках, в печатающей технике - в крупных МФУ, например, есть жесткий диск, хранящий копии всего напечатанного за пару лет. Все эти накопители могут быть извлечены из мусора из любопытства или с целенаправленным шпионажем и исследованы. Простая очистка, даже форматирование не спасают от возможности восстановить данные. Чувствительные данные должны быть многократно перезатерты специальными программами, либо - что лучше - физически уничтожены как перед выбрасыванием, так и перед отдачей техники в чужие руки. Вряд ли топ-менеджмент, передавая устаревшие ПК в детский дом, захочет, чтобы приказы, финансовые планы и деловая переписка потом фигурировали в соцсетях или использовались для шантажа".