Сергей
Уваров
11.02.2022

Арт-эксперты прогнозируют кратный рост российского рынка NFT к 2030 году. Сейчас он измеряется сотнями миллионов долларов, но уже к концу десятилетия может достичь $10 млрд, оценили для "Известий" представители платформ, которые занимаются инвестициями в искусство.

Росту рынка может способствовать и введение регулирования криптовалют, которое сейчас широко обсуждается в правительстве. В частности, музеям станет проще вести диалог с государством по юридическому статусу владения токенами, поскольку он пока остается неопределенным. И хотя отсутствие подробностей об утвержденной кабмином концепции вызывает настороженность, при правильном подходе все участники выиграют, уверены специалисты.

Выиграют или проиграют

Новость о том, что правительство утвердило концепцию Минфина по регулированию криптовалют, вызвала смешанную реакцию в арт-сообществе. Рынок NFT-искусства, напрямую зависящий от возможности проведения криптовалютных операций, — один из самых быстрорастущих во всем мире, но до сих пор он существовал в "серой" зоне. Что ему даст легализация — большой вопрос, поскольку все детали разработанной концепции не раскрываются.

— При грамотном и аккуратном регулировании, возможно, все участники и выиграют за счет большей безопасности операций. И наоборот, при не вполне адекватном и грубом подходе все могут проиграть, — отметил в беседе с "Известиями" художник Евгений Святский, участник арт-группы AES+F, имеющей успешный международный опыт выпуска и продажи NFT-работ. — Любые новые препятствия для свободного развития художественного рынка могут быть крайне болезненными. Прежде всего это затронет молодых художников, чье положение особенно уязвимо.

По мнению Евгения Святского, мировой опыт в этой сфере тоже не внушает оптимизма. Регулирование оборота криптовалюты нигде пока в полной мере не достигло поставленных целей, посетовал художник.

Во многом с ним солидарна Ольга Дворецкая, основатель сообщества цифровых авторов #Rassvet и NFT Academy. Всё зависит от того, какое именно регулирование введут и какие условия разработают для создателей NFT-объектов, считает она.

Как посчитать

Так или иначе, надежные и понятные правила игры обеспечат рост рынка, уверены опрошенные "Известиями" эксперты. А вот в оценке его объема они расходятся. Сколь-нибудь точно посчитать невозможно: большинство сделок проходят через западные площадки, а блокчейн-кошельки — анонимны. Так что мы можем называть лишь очень приблизительные цифры, ориентируясь на объем мирового рынка и гипотетическую вовлеченность участников из России в него.

— Косвенные индикаторы, мне кажется, тут такие: криптограмотность населения в России в среднем высокая, как и процент и активность создателей NFT и всех вовлеченных в этот процесс, — поделилась Инна Баженова, издатель международной сети The Art Newspaper, соучредитель платформы для инвестиций в искусство The Art Exchange. — Оценивая эти факторы, сказала бы, что российская доля в мировом рынке NFT может доходить до 5% или, другими словами, исчисляться сотнями миллионов долларов уже сегодня.

Более пессимистичную оценку высказала Ольга Дворецкая: по ее мнению, это 0,1–0,5% от мирового рынка. В любом случае, если брать за ориентир верхнюю границу указанного ей коридора, речь идет более чем о $100 млн.

По данным аналитической группы Chainalysis, на конец прошлого года объем мирового NFT-рынка составлял $40,9 млрд. В свою очередь, исследователи криптовалютного рынка DappRadar оценили продажи NFT в 2021-м в $24,9 млрд. Однако несколько крупных исследователей рынка, в их числе Morgan Stanley, прогнозируют рост до $240 млрд и более к 2030 году. Тогда, соответственно, российская доля может составить уже около $10 млрд, указывает Инна Баженова.

Заведи меня в музей

Важным фактором роста рынка может стать вступление в игру музеев. В прошлом году сенсацию произвело размещение Эрмитажем цифровых копий пяти своих шедевров в виде NFT. Музей заработал на этом почти $450 тыс., однако сделку

пришлось проводить через множество посредников, изобретая сложную юридическую схему. Одна из причин как раз в том, что использовать криптовалюту государственное учреждение пока не может.

Хотя сам Эрмитаж оценивает этот опыт как позитивный и даже планирует продавать NFT в дальнейшем, остальные российские музеи заняли выжидательную позицию, и не факт, что нынешние инициативы законодателей подвигнут их на более активные шаги.

— Пока сложно сказать, как регулирование криптовалют скажется на музеях, потому что сейчас речь в первую очередь идет про кошельки частных лиц, но совсем мало говорится о кошельках организаций, юридических лиц. Думаю, проработка этих вопросов займет куда больше времени, чем частного сегмента, особенно для организаций с госучастием, — отметил в беседе с "Известиями" Владимир Определенов, заместитель директора ГМИИ им. Пушкина по цифровому развитию, заведующий базовой кафедрой информационных технологий в сфере культуры Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

По его словам, даже когда музеи смогут расплачиваться или принимать платежи в криптовалюте, непонятно, как им официально иметь NFT, то есть выступать непосредственным владельцем цифрового нефинансового актива. Пока нет российских площадок, которые это могут обеспечить, посетовал эксперт. Также он указал на нехватку правового регулирования сферы цифрового культурного наследия, оборота цифровых произведений искусства и культурных ценностей с учетом развития технологий на основе блокчейна.

Собеседники "Известий" отмечают, что хотя сфера NFT напрямую связана с криптовалютами, она требует отдельной юридической проработки, поскольку сами по себе токены валютой не являются. Тем более NFT сегодня продают и за традиционные "фиатные" деньги. Но тот факт, что государство сделало шаг в этом направлении, должен быть воспринят как позитивный сигнал.

Многие музеи прорабатывают свои стратегии использования NFT, и теперь им будет проще, поскольку государство дало всем посыл: токены вполне могут быть в правовом поле, резюмирует Владимир Определенов. А значит, пространство для диалога стало гораздо более широким, чем прежде.

Новости из связанных рубрик