Стоимость централизованных систем на единицу информации всегда ниже, чем отдельных программ
Шонов
руководитель направления "Локальные программные решения для автоматизации учета" СКБ "Контур"
Большинство регионов активно участвуют в цифровизации, привлекая для реализации проектов местных или федеральных разработчиков, поддерживают стартапы. При этом они стараются делиться и многократно переиспользовать лучшие практики. Об опыте цифровизации органов госвласти рассказал Евгений Шонов, руководитель направления "Локальные программные решения для автоматизации учета" СКБ "Контур".
Изменилось ли отношение государственных ведомств к внедрению цифровых решений после старта программы "Цифровая экономика"?
– Государственные органы всегда активно поддерживали автоматизацию, ведь она позволяет повысить эффективность расходования бюджетных средств, сделать прозрачными многие процессы: как внутренние, так и работу с гражданами. Со стартом программы "Цифровая экономика" у них появилась еще и поддержка проектов автоматизации на федеральном уровне, стали чаще и проще приниматься сложные решения, появился контекст для обсуждения межведомственных проектов.
Насколько активно включились в этот процесс регионы?
– Здесь ситуация обратная: те регионы, которые активно не включились в процесс цифровизации, сегодня выглядят откровенно отстающими, что обычно приводит к кадровым перестановкам. Большинство регионов сегодня активно участвуют в цифровизации, привлекая для реализации проектов местных или федеральных разработчиков, поддерживают различные стартапы. Активно идет обмен опытом и лучшими практиками между регионами, хорошие решения стараются переиспользовать многократно.
Какие решения и технологии особенно востребованы в госсекторе сегодня?
– Сегодня наиболее заметными являются тренды на централизацию, импортозамещение и переход в облачную инфраструктуру. Централизация при современном уровне развития технологий является наиболее эффективной формой работы с данными. Централизованные системы предполагают однократный ввод и многократное использование данных, обеспечивают унификацию процессов и актуальность обрабатываемых данных, исключают дублирование и рассинхронизацию. Стоимость создания и поддержки таких систем на единицу информации всегда ниже, чем множества отдельных программ.
Импортозамещение предполагает замену иностранного ПО отечественными разработками, что позволяет снизить стоимость таких систем, а также повысить безопасность систем и данных. Процесс импортозамещения сегодня набирает обороты и уже хорошо заметен как в области операционных систем и офисных пакетов, так и в части специализированных систем по работе с данными.
Переход на централизованную модель обработки данных неразрывно связан с их размещением в централизованной инфраструктуре – облаках. Системы, которые хранят и обрабатывают данные, как правило, размещаются в закрытых Центрах обработки данных – ЦОДах, созданных на базе инфраструктуры региона. Системы, которые не хранят данные и требуют взаимодействия с внешним миром, например, документооборот, отчетность, часто используют на базе внешних коммерческих операторов, интегрируясь с ними посредством API.
Что готова предложить госведомствам и госорганизациям ваша компания?
– Мы активно поддержали процессы импортозамещения и перехода на централизованные системы, разработав для этого собственный "Контур.Гособлако". "Контур.Гособлако" – это программный продукт для создания централизованных информационных систем. Он полностью соответствует политике импортозамещения, построен только на базе свободного или отечественного системного программного обеспечения, размещается в закрытом ЦОДе региона и спроектирован как облачный web-сервис. Сегодня на базе "Контур.Гособлако" в регионах функционируют централизованные кадровые системы, информационно-коммуникационный портал, системы дистанционного тестирования и образования госслужащих и другие модули.
Расскажите о проекте создания Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Удмуртской Республики. Как было организовано управление кадрами до начала проекта? Когда он стартовал? Каковы были основные этапы?
– Проект начался в 2018 году. Центральной частью решения стала единая региональная облачная система кадрового учета на платформе "Контур.Гособлако", совместимая с федеральной кадровой системой (ЕИСУ КС). Работу в региональной системе одновременно начали все органы государственной власти региона. Благодаря этому была сформирована единая база данных, которая позволила дополнить систему другими модулями: Подсистема дистанционного обучения и тестирования госслужащих, Подсистема оценки, Подсистема противодействия коррупции и Подсистема личных кабинетов госслужащих органов власти региона.
Какие результаты достигнуты на сегодняшний день? Как вы оцениваете его эффективность для региона? Приведите конкретные цифры.
– Система запущена в промышленную эксплуатацию в декабре 2018 года. В настоящее время в ней ведут ежедневную работу по учету и управлению кадрами более 50 сотрудников кадровых служб региона. Подсистемой дистанционного обучения и тестирования, а также Личным кабинетом пользуются все госслужащие региона.