Фото: BFG Group
Фото: BFG Group
Алексей
Евсягин

генеральный директор BFG Group
Цифровизация ради цифровизации никому не нужна — это лишь набор инструментов. Важно понять, как именно они решат проблему на конкретном предприятии или заводе.
15.06.2021

Российские предприятия пока отстают в реализации концепции "Индустрии 4.0". О том, с чего начать цифровизацию промышленного предприятия и как сделать так, чтобы не потратить время и деньги впустую, рассказал Алексей Евсягин, генеральный директор BFG Group.

Как вы оцениваете уровень готовности российский предприятий к переходу на "Индустрию 4.0"?

— Современный мир очень динамичен, он заставляет предпринимателей меняться быстрее, искать инструменты для быстрого принятия решений. Но уровень готовности к этим изменениям низкий. Особую роль играет особенность российской экономики. Ни для кого не секрет, что предприятия зависят от госзаказа: в среде без конкуренции не обязательно быть быстрее-выше-сильнее, достаточно выполнять заказы в срок и таким образом держаться на плаву.

Трансформация, и цифровая трансформация в том числе, — это изменения, которые идут через ломку системы. Изменения требуют ресурсов, желания участвовать, полной вовлеченности всей иерархической цепочки сверху донизу, начиная от топ-менеджмента. Не все производственные компании готовы к этому. Тем не менее, тренд на цифровизацию доходит до производственного сектора.

Однако к цифровизации действительно готовы частные компании, то есть те, кто взращивал капитал в конкурентной среде. Именно эти компании являются нашими клиентами и показывают хорошие результаты. Предприниматели понимают, что мы даем лишь инструменты для цифровизации, трансформация начинается на самом предприятии, когда менять бизнес-систему, бизнес-процессы становится необходимо для выживания.

Какие цифровые технологии востребованы российскими предприятиями в настоящее время?

— Большой спрос на системы класса ERP, PLM. Востребованы видеокамеры и сбор данных со станков для анализа и принятия управленческих решений. Пандемия увеличила интерес к роботизации, так как с людьми могут возникнуть форс-мажоры, а робот работает 24/7, не болеет и следует техпроцессу без ошибок.

Ключевая проблема — ограничения в наличии и сборе данных. В России не везде внедрены учетные системы ERP-класса, а значит у руководства нет актуальных данных для принятия управленческих решений. Часто конструкторы, технологи и производственники работают в разных системах без единой базы. Отсюда несоблюдение технологий, срыв сроков. Сбор актуальных данных — это фундамент, без которого не построить цифровизацию. Поэтому так важно сначала создавать базы данных, использовать системы для их хранения и актуализации — в этом мы отстаем от западных стран. Только после закладки фундамента можно строить цифровизацию, цифровую трансформацию и так далее.

С чего надо начинать построение цифрового предприятия, из вашего опыта?

— Во-первых, надо понять проблему и найти решение, которое способно принести результаты. Цифровизация ради цифровизации никому не нужна — это лишь набор инструментов. Важно понять, как именно они решат проблему на конкретном предприятии или заводе. Это может быть сокращение себестоимости, рост продаж, выявление конкурентных преимуществ, поддержка принятия решений.

Трансформация может стоить огромных денег, однако не дать эффекта, если неверно использовать ее инструменты. А может дать сильный выхлоп, если инструменты использованы правильно и верно определены проблемы.

Во-вторых, накопление знаний. К сожалению, многие руководители среднего звена слабо понимают, "для чего", мало ездят по международным выставкам, мало изучают. Топ-менеджеры более-менее в теме, однако, как я говорил ранее, в одиночку провести цифровую трансформацию невозможно, необходимо полное вовлечение всех сотрудников.

В-третьих, нужна нормативно-справочная информация, сбор данных и поддержка баз в актуальном виде.

Оцифровка каких бизнес-процессов дает самый быстрый и ощутимый бизнес-эффект?

— Основные бизнес-процессы генерируют ценность, поэтому их оцифровка дает самый ощутимый эффект для бизнеса. Важно их распознать. Если речь идет о производственной компании, то это те процессы, которые позволяют быстрее и дешевле производить продукцию.

Оптимизация сервисных процессов тоже дает эффект. Например, в банковской сфере актуальна скорость проверки потенциальных клиентов, автоматическая проверка кредитной истории и так далее. То, чем раньше занимались тысячи людей, сейчас может сделать компьютер. Вкупе это дает сильный эффект.

Роботизация — одна из самых обсуждаемых тем сегодняшнего дня. Как RPA может использоваться при цифровизации предприятия?

— Роботы забирают на себя монотонные повторяющиеся действия. Для определения этих задач сначала необходимо описать бизнес-процессы. Например, сканирование счетов-фактур, обработка первичных документов, маршрутизация, распознавание текстов. Раньше это делал менеджер, теперь — робот. А человек занимается более важными вещами, приносящими компании прибыль.

Каковы основные этапы внедрения APS/MES-систем от BFG Group?

— APS/MES от BFG — это системы продвинутого синхронного планирования и управления предприятием на стратегическом уровне от верхних планов до ежесуточных и ежеминутных заданий на рабочем месте. Сквозные процессы позволяют системе работать как единый слаженный механизм.

Процесс внедрения таких систем начинается со сбора и верификации данных, затем следует этап создания цифрового двойника. После этого мы готовы показать текущее состояние и состояние после преобразований на цифровом двойнике. На этом этапе заказчик уже видит, как будет работать его завод, и прогнозируемый эффект от преобразований, который может оцениваться в сотнях миллионов рублей.

Затем происходит внедрение и установка нашего ПО на сервера заказчика. Параллельно пишутся коннекторы для синхронизации с базами данных. Следующие этапы — развертывание системы диспетчеризации и опытная эксплуатация всей платформы.

Приведите пример проекта внедрения APS/MES-системы. Какие бизнес-выгоды получил в результате заказчик?

— Информация о заказчиках является конфиденциальной, поэтому скажу на языке цифр. С нашим софтом предприятие сокращает цикл производства в 2-3 раза, производительность увеличивается на 20-30%, налаживается правильное синхронное планирование, устраняются простои. Эффект колоссальный! Проект внедрения окупается менее чем за год, то есть это 100-200% годовых инвестиций. Наши клиенты получают 100% выгоду от вложения в решения и продукты от BFG Group.

Что представляет собой предлагаемый вашей компанией продукт BFG Simulation?

— BFG Simulation — это часть платформы, один из наших продуктов, реальный цифровой двойник, симулятор завода нового поколения, который позволяет за счет искусственного интеллекта правильно выстроить и организовать бизнес-процессы внутри предприятия.

Собрав данные с предприятия, мы получаем свой "завод в компьютере" и используем его для проверки гипотез. Цифровой двойник отвечает на вопросы "Что будет, если…". Например, что будет, если завтра появится новый заказ? Сможем ли мы произвести его в срок, или нет? Спланировать следующий год с увеличением объемов производства — справимся или нет? Сколько надо станков? Сколько надо людей? Хватит ли у нас ресурсов? Как организовать их работу — в две или в три смены? Какие цеха будут работать 8 часов, а какие выходить в субботу?

"На одной из производственных площадок запланирован рост производства в 1,5 раза в этом году. Изначально оценка от производства была простая и понятная — нужно увеличить количество сотрудников и оборудования. С помощью внедряемой системы от BFG Group удалось получить точный ответ, сколько человек и каких профессий будет достаточно, как их расставить по сменам и оборудованию, чтобы выдать заказы в срок, а система планирования и диспетчеризации от BFG позволила сделать производство прозрачным для всей компании — дашборд в системе бизнес-аналитики показывает сколько уже сделано по заказам, а для производства — дефициты сборки по партиям деталей внутри заказов".

Михаил Королев,
заместитель генерального директора НТЦ "Бакор"
по инновационно-техническому развитию

BFG Simulation позволяет спроектировать производственный бизнес в компьютере, а уже потом перейти к реальным изменениям. Дальше — задача менеджмента: проанализировать полученные результаты и применить их на реальном производстве.

Насколько сложно создать цифрового двойника предприятия?

— Наше главное конкурентное преимущество заключается в простоте — на нашем софте создать цифрового двойника любой сложности абсолютно не сложно.

Для этого нужны только данные: спецификации на изделия — что производим; технологические маршруты — как производим; ресурсы (оборудование и персонал) — на чем производим; план выпуска — когда производим и в каком количестве.

На основании этих данных, цифровой двойник создается автоматически с помощью искусственного интеллекта в режиме реального времени. То есть, если есть актуальные данные, то создание цифрового двойника занимает несколько дней или часов. Если данные не совсем актуальны, то придется потратить время на валидацию и верификацию.

Не секрет, что на многих предприятиях до сих пор используются оборудование и информационные системы, установленные там 20 лет назад. Возможно ли движение в сторону "Индустрии 4.0" и цифровых двойников в частности на такой основе?

— Да, возможно. 20 лет были не так давно, это 2000-е годы. С этим еще как-то можно работать. С более ранними технологиями тяжелее. Но движение всегда возможно, надо просто делать шаг за шагом, разрабатывать стратегию цифровой трансформации и двигаться вперед. Однако если в современном мире предпочитать машине лошадей, то не стоит удивляться, почему тебя обгоняет Tesla. Всему свое время.

Любой проект — это затраты, которые должны перекрываться бизнес-выгодами. Не могли бы вы привести конкретные показатели, которых удалось добиться благодаря созданию цифрового двойника?

— Показателей добиваются не благодаря созданию цифрового двойника, а за счет трансформации бизнес-процессов и бизнес-моделей. Наш софт или цифровой двойник — это лишь инструмент, который может показать путь и спрогнозировать результаты на основании имеющихся данных.

При этом конечный результат зависит от того, как воспользуется этими инструментами заказчик. Как я уже говорит, эффект от внедрения колоссальный: окупаемость нашего продукта 100-200%.

Один из наших первых заказчиков получил цифрового двойника через 3 месяца, за 8 месяцев была проведена полная трансформация производства. Итог: увеличение прибыли в 7 раз, рост объема производства в 4 раза. ROI в BFG составил 400%.

Как вы видите свою роль в построении цифровой Удмуртии?

— На сегодняшний день нашими заказчиками являются 3 крупных завода из Удмуртии, в будущем мы ожидаем, что к ним добавится еще 3-4. В ближайшее время многие крупные предприятия внедряют наш софт. Вот и получим цифровую Удмуртию!

Цифровой двойник — это тренд, который позволяет не совершать ошибок и принимать правильные управленческие решения.