Фото: Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики
Фото: Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики
Тимур
Меджитов

министр информатизации и связи Удмуртской Республики
Министерство выполняет роль стратега, то есть формирует стратегию региональной цифровизации с учетом потребностей отраслевых министерств и муниципальных образований, а также проводит оценку эффективности проектов и обеспечивает их доведение до результата. Мы определяем техническую политику и пилотируем проекты.
15.06.2021

О том, как продвигается проект создания "цифрового региона" и что ждет его жителей менее чем через 10 лет, рассказал Тимур Меджитов, министр информатизации и связи Удмуртской Республики.

Вы анонсировали рост выручки ИКТ-сектора в 2020 году на 19,5%, что составило 4,5% ВРП. За счет чего произошел этот рост, какие именно услуги и высокотехнологичное производство формируют эту выручку, какова ее структура?

– По итогам 2020 года оборот предприятий ИКТ-отрасли в Удмуртии составил 58,3 млрд рублей, что на 19,5% выше уровня предыдущего года. Это выручка как ИТ-компаний, так и предприятий, которые занимаются приборостроением и производством телеком-оборудования. И здесь есть несколько лидеров, результаты работы которых повлияли на выручку: Ижевский радиозавод, завод "Купол", завод "Аксион" и Сарапульский радиозавод.

В ИТ-отрасли выручка формируется благодаря телеком-операторам и организациям, которые занимаются разработкой и внедрением программного обеспечения, в частности Directum, Elma, ЦВТ, региональные подразделения операторов связи и др.

Таким образом, выручка сектора информационно-коммуникационных технологий формируется за счет информационных услуг, услуг по разработке, внедрению, продаже программного обеспечения и производству телеком-оборудования.

Как вы оцениваете потенциал ИТ-компаний Удмуртии, какие у них возможности, преимущества?

– Удмуртия имеет серьезный бэкграунд с точки зрения технической экспертизы. Ижевск изначально был промышленным городом, где размещались металлургические и машиностроительные предприятия, а также предприятия, работающие на оборону страны. Впоследствии весь интеллектуальный потенциал ижевских инженеров нашел себе применение в сфере разработки ИТ-продуктов. Поэтому нашим серьезным преимуществом является создание готовых решений и сервисов, в том числе, с экспортным потенциалом. Соответственно, это позволит нам и дальше удерживать высокую планку по росту выручки, развитию экспорта услуг и увеличению занятости.

Какая стратегия (программа) цифровизации существует в регионе, что предстоит сделать в долгосрочной перспективе?

– Вместе с экспертами Высшей школы экономики в 2019 году мы разработали и утвердили концепцию цифрового развития экономики Удмуртской Республики до 2024 года. Она предусматривает три основных направления работы: цифровизацию всех отраслей, формирование кадрового потенциала и создание условий для развития ИТ-отрасли.

В части цифровизации отраслей экономики региона у нас есть "дорожная карта" с набором смарт-сервисов и детальным планом их запуска и развития. Вместе это составляет конкретный план мероприятий по введению в работу цифровых решений в социальной сфере, государственном управлении, промышленности и торговле, транспорту и других направлениях.

Если говорить про кадровый потенциал, то здесь мы продолжаем двигаться по своему проекту "ИТ-вектор образования". Он охватывает школьников с 7 класса и переходит в профессиональные образовательные организации и вузы. На данный момент в проекте участвуют 48 школ Удмуртии, два ведущих вуза республики (Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова и Удмуртский государственный университет) и два колледжа, в которых созданы базовые кафедры по ИТ-направлениям.

В 2020 году количество ИТ-классов выросло практически в два раза: сейчас 3 219 обучающихся занимаются в 158-ти классах, тогда как в 2017 году их было 78. Более 65% выпускников проекта "ИТ-вектор образования" в 2020 году поступили в вузы или организации среднего профессионального образования республики. А за счет качественной подготовки школьников в рамках проекта к поступлению на ИТ-специальности в вузах региона на 4,6% увеличился проходной балл.

Такая профориентационная работа позволяет максимально подготовить ребят к выходу на рынок труда. И самое главное, показать, что в ИТ-отрасли могут работать не только программисты, но и специалисты, чья профессия связана с маркетингом, продажами, консультированием, внедрением, технической поддержкой и т. д.

И третье – создание условий для развития ИТ-отрасли. Как и любая другая отрасль, информационные технологии требуют продуманной стратегии развития, включающей востребованные и своевременные меры поддержки. Сегодня в Удмуртии действует льготная налоговая ставка в размере 5% для организаций и индивидуальных предпринимателей ИТ-сферы, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при применении упрощенной системы налогообложения.

Также есть прямые меры финансовой поддержки. В частности, у нас действует субсидирование 80% оплаты процентной ставки по кредитам и комиссиям факторинга для ИТ-компаний.

В числе уникальных мер можно отметить ИТ-ипотеку и ИТ-авиапроездной. Они направлены на создание комфортных условий для ИТ-специалистов, привлечение квалифицированных ИТ-кадров с других территорий.

Также в этом году мы уже во второй раз проводим экспортный ИТ-акселератор – это программа интенсивного обучения, которая позволит в короткие сроки расширить географию экспорта и увеличить экспортную выручку компании.

Кроме этого, прорабатывается вопрос создания фонда льготного кредитования ИТ-отрасли. Его запуск планируется в этом году.

Какая польза от экспортного ИТ-акселератора?

– Прямой эффект от экспортного ИТ-акселератора заключается в наработке опыта, проверке гипотез и заключении реальных экспортных контрактов. По итогам прошлогоднего акселератора было заключено 5 экспортных контрактов со странами Западной Европы, Казахстаном и США на сумму 220,5 тысяч долларов. Это прямая экспортная выручка в долларах и евро, которая впоследствии трансформируется в занятость специалистов и рост прибыли наших ИТ-компаний.

Экспорт ИТ-услуг за 2020 год составил 8,41 млн долларов – это треть от всего экспорта услуг Удмуртии. Рост по итогам прошлого года – 18,9%.

13 мая мы запустили второй поток экспортного акселератора, который продлится до конца июля. В программе участвуют 10 ИТ-компаний республики: "Хэдлайн-трейд", "Технология", "65 Гигабайт", "Мой Кассир", "Системные информационные технологии", Praim, "Боксглас", ЦВТ, "Силеро", СКАТ.

Назовите наиболее интересные и полезные цифровые проекты и сервисы, которые были запущены и реализованы в последнее время?

– Здесь, на мой взгляд, стоит подвести итоги 2020 года. Во-первых, мы запустили первый вариант цифровой карты Удмуртской Республики, которая стала одним из сервисов экосистемы для инвесторов. Цифровая карта предполагает систематизацию пространственных данных и картографических материалов, которые позволяют в режиме реального времени искать инвестиционные площадки и анализировать подходит ли площадка под конкретный инвестпроект. На данный момент это десятки слоев, накладываемых на кадастр, которые содержат в себе информацию о связи, почтовых отделениях, МФЦ, образовательных, медицинских организациях, дорогах, составе почв, наличии газораспределительных станций и т. д.

Также у нас есть информационно-аналитическая система Удмуртской Республики, нацеленная на обеспечение процессов принятия управленческих решений в области социально-экономического и общественно-политического развития, а также мониторинга и обеспечения комплексной безопасности.

Важным и востребованным стал проект внедрения единой информационной системы социальной защиты и занятости населения, благодаря которому были объединены 35 исходных баз и создан единый региональный реестр данных. Все это позволяет сотрудникам соцзащиты использовать сведения о гражданине (документы, выплаты) по всем подразделениям, а также обмениваться сведениями с внешними ведомствами и системами, в том числе с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия. В 2020 году запущен обновленный интерактивный портал социальной защиты населения Удмуртской Республики, на котором жители региона могут получить информацию о мерах социальной поддержки, ознакомиться с реестром поставщиков социальных услуг, подать электронное заявление на получение госуслуги или записаться на прием в ведомство. На данный момент жителям доступны 52 электронные госуслуги.

Цифровая платформа строительства Удмуртской Республики – система, позволяющая получать разрешения на строительство, согласовывать проекты технологического присоединения к инженерным сетям и их подключения. На сегодняшний день появилась возможность подачи единых электронных заявок через портал государственных и муниципальных услуг на получение технических условий для объектов капитального строительства для всех инженерных сетей, к которым подключается объект, – получение оферт технологического присоединения. Также реализованы блоки по конфигурации разных типов заявок и организаций. Создано единое хранилище электронной документации.

Для создания единого информационного пространства в сфере культуры, спорта, досуга и туризма, обеспечения доступа жителей к информации, культурным ценностям и благам в электронном виде, повышения туристической привлекательности республики в 2019 году была внедрена, а в 2020 году получила развитие информационная система "Культурно-туристический портал Удмуртской Республики". На платформе реализована возможность виртуального путешествия по музеям, театрам и выставочным залам Удмуртии с обзором на 360 градусов, выбора туристического маршрута по Удмуртии, просмотра афиши культурных, спортивных и туристических мероприятий, а также региональная билетная система. Благодаря развитию портала VizitUdmurtia.ru Удмуртская Республика по состоянию на май 2021 входит в ТОП-5 рейтинга активности регионов платформы PRO.культура.рф.

Также для исходящих обзвонов в центре телефонного обслуживания "122" был запущен интеллектуальный робот, проведен пилотный проект по использованию видеоаналитики для снижения уровня преступности и повышения раскрываемости преступлений. Кроме того, начал функционировать голосовой робот для распознавания речи и ведения протоколов мировых судей.

Какие задачи запланированы на 2021 год?

– На 2021 год мы определили несколько направлений развития. Первое направление – развитие инфраструктуры связи. Цифровой KPI до 2024 года предполагает, что 97% населения должны получить доступ к мобильной связи и мобильному Интернету в формате 4G, а 99,5% – в формате 2G. Реализуется региональный проект "Сельсовет", который позволяет субсидировать строительство базовых станций со стороны регионального Правительства. На текущий год у нас запланировано строительство 146 базовых станций. Из них 61 по проекту "Сельсовет", 20 – собственные инвестпланы операторов.

Кроме того, начиная с 2020 года мы пилотируем проект NaaS, в рамках которого в текущем году будет построено оставшиеся 18 базовых станций. Здесь министерство выступает посредником между компанией "Ростелеком" и другими операторами, что дает последним возможность подключиться к готовой инфраструктуре и обеспечить связь для населения с минимальными капитальными затратами.

Кроме того, мы запускаем меры поддержки по прокладке "последней мили" оптических каналов связи в малых населенных пунктах. Проект предусматривает субсидии для операторов проводного интернета и позволяет возмещать до 50% понесенных затрат на подключение населения.

Второе направление связано с сервисами для граждан и госслужащих. В 2021 году команда министерства информатизации и связи планирует запустить следующие проекты: Цифровая платформа физической культуры и спорта, Региональная навигационная система, Автоматизированная система управления дорожным движением, Комплексная система видеоаналитики, Система управления контентом ГосСМИ, Единая платформа управления официальными сайтами государственных органов и Внедрение платформы обратной связи (подключение региона к федеральной платформе на ЕПГУ для решения проблем граждан, проведения онлайн-опросов и голосований).

Важным блоком, связанным с цифровизацией услуг и сервисов для граждан, является первый этап внедрения региональной системы управления данными. Это позволит нам перейти на проективную модель предоставления услуг населению, а также собрать в едином информационном поле данные для моделирования различных экономических и социальных кейсов, позволяющих принимать стратегически выверенные управленческие решения.

Какой бюджет на цифровизацию республики сформирован, какова его структура?

– Общий бюджет на 2021 году у нас составляет 1 млрд 126 млн рублей. При этом если мы говорим про блок, связанный с развитием информационных систем, а также реализацией мер поддержки ИТ-отрасли, то в этой части бюджет составляет 653 млн рублей.

Вы анонсировали цифровую карту инвестплощадок и цифровую платформу строительства. Известно, что крупные инвесторы не берут информацию из интернета, а работают на местах, проводя личные встречи и глубоко погружаясь в обстановку. Почему вы уверены, что дистанционные инструменты цифровой карты реально полезны, а цифровая платформа для строительства не требует очного общения с чиновниками и службами?

– Изначально мы хотели сделать удобный инструмент для инвесторов, который в режиме реального времени будет помогать в поиске инвестплощадок, их выборе и отправке заявок на приобретение. Практика показала, что этот инструмент требует переформатирования, поэтому сейчас мы сформулировали для себя "концепцию 15 минут". То есть за 15 минут в ответ на запрос инвестора мы ищем инвестплощадку, формируем по ней готовую презентацию и отправляем инвестору и убеждаемся, что он ее получил. Таким образом, мы готовы ответить на запрос инвестора по поиску площадки по ряду критериев, в том числе по кислотности почвы, местам расположения, наличию подъездных путей и оснащению инженерной инфраструктурой. Это сокращает время на коммуникации и позволяет быстрее принять решение, насколько подходит и интересна та или иная территория.

Цифровая платформа строительства, в свою очередь, позволяет обеспечить прозрачность получения разрешений на строительство и присоединение коммуникаций: газа, воды, электричества, отопления.

При этом цифровые платформы не исключает дальнейшей проработки и очного общения с представителями муниципальных образований и владельцами инвестплощадок. Однако время на первичный анализ, который проводят финансовые аналитики и экономисты со стороны инвестора, значительно сокращается. В этом и заключается серьезное конкурентное преимущество республики.

У вас много региональных компаний-интеграторов не из числа тех, кто заявляет, что делает глобальные цифровые платформы с приставкой "рос". Как вы можете прокомментировать ситуацию, что прикладные решения лучше делают региональные, не всегда крупные интеграторы?

– В любой отрасли при разработке программного продукта требуется серьезная экспертиза. Поэтому создать с нуля новый продукт бывает достаточно сложно. И важной составляющей здесь является опыт конкретного интегратора в разработке того или иного программного продукта.

Экспертиза накапливается внутри компании в виде команды и наработок, которые находят отражение в конкретном программном продукте. Поэтому часто именно региональные решения являются предпочтительными для заказчика. Он покупает не только программный продукт, но еще и экспертизу, опыт, проработанные нормативные документы. В этом, в том числе, заключается преимущество региональных интеграторов: не только наших, но и из других субъектов.

В разговоре с региональными ИТ-министрами до сих пор фигурируют темы госсервисов, коммуникаций, цифровых программ. А как обстоят дела с отраслевой цифровизацией, тем же сельским хозяйством, производством, экологией, торговлей, интеллектуальными транспортными системами. Как министерство участвует в этих процессах?

– В настоящий момент у нас выстроен диалог с региональными министерствами и ведомствами, а также с администрациями муниципальных образований. Существуют закрепленные нормативными правовыми актами заместители руководителей, ответственные за "цифру" как на уровне муниципальных образований, так и на уровне госорганов. Это позволяет формировать межотраслевые региональные команды, которые мы стараемся регулярно обучать.

Министерство выполняет роль стратега, то есть формирует стратегию региональной цифровизации с учетом потребностей отраслевых министерств и муниципальных образований. Мы определяем техническую политику и пилотируем проекты. Также занимаемся обеспечением процесса внедрения с точки зрения менеджмента проектов и технического сопровождения. При этом предметная экспертиза и формирование функциональных требований, в частности, в области сельского хозяйства, промышленности или финансовых компаний, и сама методология работы исходит от отраслевых министерств. Мы работаем в паре с ними, и это позволяет делать продукты, которые максимально отвечают потребностям функциональных заказчиков.

Вы недавно открыли региональный ЦОД. Что это дает республике, и как открытие регионального ЦОД согласуется с концепцией создания единого государственного облака?

– Создание единого центра обработки данных региона – это двухлетний проект Министерства информатизации и связи Удмуртской Республики и подведомственного учреждения "Ресурсный информационный центр Удмуртской Республики". На момент старта работ не было понимания единого гособлака, как нет его и сейчас. Поэтому мы шли своим путем с целью обеспечить безопасность, и как следствие, провести работы, позволяющие обеспечить соответствие ЦОД требованиям TIER 3. На данный момент на поддержке и обслуживании в едином ЦОДе находится более 60 информационных систем.

ЦОД позволяет республике, во-первых, быть независимой от внешних подрядчиков. Во-вторых, он позволяет локализовать не только госинформсистемы, но и системы муниципальных образований. Потому что на муниципальном уровне есть риски, связанные с компетенциями и наличием технической готовности по размещению системы у себя. Плюс в ЦОД на готовой инфраструктуре уже сейчас размещаются региональные коммерческие компании.

Как вы видите проекты "Умный город" или "Умный регион"?

– Ориентиром для нас является рейтинг IQ городов России. Мы стараемся его придерживаться и строить планы, исходя из методики, которую предлагает Минстрой России. По этой методике мы структурируем задачи и целевые значения KPI на конкретные проекты.

"Умный город" на данный момент реализуется в трех пилотных городах – Ижевске, Глазове и Сарапуле. С учетом текущей ситуации и нашего целевого KPI на год мы формируем список проектов, которые делаем вместе с городами.

В стране снова поставлена задача перевода госуслуг в электронный вид, как и в 2009, и последующие годы. Когда, наконец, госсервисы станут электронными, и что надо сделать, чтобы они превратились в проактивные?

– Удмуртия – один из немногих регионов России, где есть собственный региональный портал госуслуг – uslugi.udmurt.ru. На РПГУ представлено около 200 услуг и сервисов. Здесь можно записаться к врачу, в детский сад, школу, просмотреть электронный дневник, подать заявление на социальную выплату. Ежедневно портал посещает более 10 тысяч пользователей. По итогам 2020 года республика вошла в десятку лучших субъектов страны по качеству предоставления электронных услуг. На сегодняшний день более 70% жителей имеют подтвержденную учетную запись на портале госуслуг.

Следующим шагом планируется запуск и внедрение региональной системы управления данными. Она позволит нам перейти к проактивному оказанию услуг населению в электронном виде за счет реестровой модели, единства подходов и данных, на основе которых система сама может принять решение.

Какие цели в качестве министра информатизации и связи вы перед собой ставите?

– Я определил для себя три основных направления работы: развитие инфраструктуры, цифровизация отраслей и создание условий для развития ИТ-отрасли.

К 2030 году в Удмуртии 97% домохозяйств получат возможность широкополосного доступа в Интернет, 97% социально значимых услуг будет доступно в электронном виде, а не менее 90% всех услуг – только в электронном виде. В регионе появится не менее 7 компаний-единорогов с оборотом больше 3 млрд рублей. Республика займет 5 место в рейтинге по показателю внутренней цифровизации и сервисов для граждан. Не 13 тыс. жителей будет работать в ИТ-отрасли.

По инфраструктуре, как я уже упоминал, определен KPI, к которому мы идем. В части развития сервисов мы разработали концепцию смарт-сервисов, которые влияют на качество жизни и темпы развития экономики.

Кроме того, к 2030 году вклад ИТ-отрасли в ВРП составляет не менее 3%, а вклад ИКТ-отрасли в ВРП – не менее 7%.