Экономика Рунета в 2020 г. выросла на 22%, вклад экономики Рунета в экономику России составил 6,7 трлн руб.: на 11% по сравнению с 2019 г. вырос сегмент маркетинга и рекламы (349,8 млрд руб.), на 22% - сегмент электронной коммерции (6,07 трлн руб.), на 20% - инфраструктурный сегмент (152,3 млрд руб.), по сравнению с 2019 г. на 44% вырос и сегмент цифрового контента (123,4 млрд руб.).
© ComNews
24.05.2021

Таковы результаты исследования "Экономика Рунета 2020-2021" РАЭК. Согласно результатам исследования, аудитория Рунета сегодня составляет 97,4 млн человек, или 79,5% от населения страны старше 12 лет. При этом 92% пользователей интернета заходят в Сеть каждый день. Кроме того, отметку в 90% превысило проникновение интернета среди населения до 44 лет, а среди молодых россиян (12-24) приблизилось к 95%. Mediascope также отмечает, что 4,66 млрд человек, или 59% мирового населения, - активные интернет-пользователи.

Авторы исследования отметили, что аудитория мобильного интернета в России составляет 89,5 млн человек, или 73,1% населения страны, при этом 33,3 млн человек - это эксклюзивная аудитория. Сегодня "мобайл" - это главное устройство для выхода в интернет среди россиян всех возрастов. Больше всего эксклюзивных мобильных пользователей в группе населения 25-54 года. Более 30% выходят в интернет только с мобильных устройств.

Аналитики РАЭК отмечают, что 2020 г. продемонстрировал высокую социальную значимость цифровых сервисов. Говоря о государственных цифровых сервисах, аналитики РАЭК выделяют портал Gosuslugi.ru - по сравнению с прошлым годом количество пользователей возросло на 24 млн и составило 126 млн зарегистрированных пользователей.

Около 300 госуслуг будут доступны к 2024 г.: 120 - федеральные и 180 - региональные и муниципальные. 95% услуг будут оказываться полностью в электронном виде.

Также в исследовании "Экономика Рунета 2020-2021" представлен "Индекс цифровизации городов 2019". Согласно индексу, среднее значение по 203 участникам проекта "Умный город" превысило 40 баллов из 120 возможных, что на 18% выше результата 2018 г. В тройку лидеров среди городов-миллионников вошли Москва, Екатеринбург, Казань.

Объем сегмента электронной коммерции в 2020 г. составил 6,07 трлн руб., увеличившись на 22% относительно 2019 г.

Аналитики РАЭК отмечают следующие основные тренды сферы e-commerce: ускорение роста за счет пандемии; еда - самая быстрорастущая категория; новые подходы к доставке - скорость, гибкость, бесконтактная доставка; развитие региональной логистики; сотрудничество между интернет-компаниями и компаниями офлайн-отраслей; главные "жертвы" 2020 г. - онлайн-трэвел и продажа билетов на мероприятия.

Объем инфраструктурного сегмента в 2020 г. достиг 152,3 млрд руб., его рост составил 20% по отношению к 2019 г.

Аналитики РАЭК отмечают следующие тренды сегмента: рост востребованности облачных услуг; рынок облачной инфраструктуры растет быстрее рынка SaaS; в фокусе интереса - платформенные решения с набором инструментов для трансформации бизнес-процессов; рост востребованности российских облачных сервисов у зарубежных заказчиков.

Согласно исследованию "Экономика Рунета 2020-2021", объем рынка продуктов и сервисов кибербезопасности в России в 2019 г. превысил 17 млрд руб. Прогноз роста до 2025 г. - примерно 3% в год. Расходы на кибербезопасность в России в 2020 г. увеличились на 25%.

В целом вклад экономики Рунета в экономику России в 2020 г. составил 6,7 трлн руб.: на 11% по сравнению с 2019 г. вырос сегмент маркетинга и рекламы (349,8 млрд руб.), на 22% - сегмент электронной коммерции (6,07 трлн руб.), на 20% - инфраструктурный сегмент (152,3 млрд руб.), по сравнению с 2019 г. на 44% увеличился и сегмент цифрового контента (123,4 млрд руб.). При этом экономика Рунета выросла на 22%.

РАЭК представляла три сценария развития экономики Рунета: инновационный (до 2014 г.) - формирование рынков, резкий рост до 50% в год; негативный (2014-2015) - влияние общеэкономического кризиса 2014-2015 гг., двукратное снижение темпов роста; стабилизационный (2016-2020) - восстановление после кризиса и переход к устойчивому росту в среднем на 15-20% в год. При этом прогнозы относительно кризисного сценария развития (от 0 до 6% по итогам года с отрицательной динамикой некоторых рынков) не сбылись.

Руководитель центра бизнес-аналитики RAMAX Group Сергей Левашов согласен с результатами исследования. "В 2020 г. мы видели бурный рост рынка ИТ-сервисов, связанный с переходом к удаленной модели работы, потребностью в цифровизации логистики товаров народного потребления в условиях пандемии, и развитие no-code-концепции в создании контента для соцсетей и прочих публичных площадок (Tilda, Instagram, Tik-Тok). Многие классические бизнесы именно в 2020 г. попробовали новые формы ведения бизнеса с помощью разнообразных ИТ-решений. Падение бюджетов крупных игроков рынка, например компании "Норникель", на цифровизацию практически не затронуло рынок разработки", - рассказал Сергей Левашов.

По его словам, и в прошлом, и в текущем году большой сложностью является поиск разработчиков практически всех стеков. "Соглашусь с прогнозом на 2022 г. и дальше, в котором указывается рост в 15-20% в год. Но нужно принимать в расчет общие макроэкономические показатели российского рынка и тенденцию на укрупнение бизнесов - например, текущие покупки и объединения розничных сетей, которые по отдельности потратили бы на цифровизацию больше, чем после консолидации", - отмечает Сергей Левашов.

По его прогнозам, следующий год обещает быть напряженным в части роста стоимости проектов по цифровизации и прочих ИТ-стартапов. "С одной стороны, из-за нехватки человеческого ресурса, с другой стороны, из-за потребности в переходе на ПО с открытым кодом у большого количества госструктур", - поясняет Сергей Левашов. Он считает, что стратегии цифровизации различных отраслей бизнеса будут оперативно пересматриваться в зависимости от внешних воздействий на экономику.

"Рынок электронной коммерции будет развиваться высокими темпами, в том числе за счет усиления конкуренции в этой сфере и появления новых технологичных решений, и он может стать одним из драйверов развития", - считает управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Марк Шерман. По его мнению, стоит ожидать дальнейшей цифровизации банковской сферы, расширения сервисов удаленного предоставления услуг. "Судя по всему, одним из трендов станет развитие искусственного интеллекта и облачных технологий. Кроме того, стоит ожидать усиления регуляторных механизмов в отношении социальных сетей, в том числе в плане реакции на резонансные общественные события", - полагает Марк Шерман.

Новости из связанных рубрик