"Яндекс" заключил соглашение о покупке банка "Акрополь". В результате сделки к компании перейдут лицензии "Акрополя", включая банковскую универсальную. Аналитики предполагают, что руководство холдинга приняло решение развивать финансовые сервисы внутри своей структуры самостоятельно, а не делать ставку на покупку крупного игрока.

Елизавета
Неупокоева
© ComNews
30.04.2021

Как сообщила пресс-служба "Яндекса", наличие лицензий позволит развить направление финансовых сервисов и запустить новые продукты для пользователей и партнеров.

Как сообщало издание "Коммерсант" в феврале 2020 г., ингушский предприниматель Ахмет Паланкоев вышел из капитала банка "Акрополь", продав свою долю экс-главе банка "Связной" и Бинбанка, а в данный момент президенту ГК "Связной" Евгению Давыдовичу. Он и другие топ-менеджеры "Связного" вошли в совет директоров "Акрополя". По словам собеседников "Коммерсанта", близких к ГК "Связной", планов возобновлять розничный банковский бизнес на базе "Акрополя" у группы не было, при этом собеседники "Коммерсанта" выражали сомнения, что Евгений Давыдович купил банк на собственные средства (по информации "Коммерсанта", сумма сделки составила размер одного капитала, на начало 2020 г. капитал составлял около 1,1 млрд руб.).

Пресс-служба "Яндекса" сообщила, что сумма нынешней сделки "Яндекса" и "Акрополя" составит 1,1 млрд руб., из них 75 млн - премия к капиталу за покупку. Более 85% активов "Акрополя" приходятся на портфель ликвидных ценных бумаг и средства на счетах в Банке России.

Сделка будет закрыта после согласования в Банке России. Соответствующее ходатайство "Яндекс" подал в банк 28 апреля.

Согласно данным портала "Банки.ру", активы нетто банка "Акрополь" составляют 1,16 млрд руб., что ставит его на 330-е место в рейтинге портала по России. Чистая прибыль отрицательная и оценивается в минус 29,4 млн руб. По показателю чистой прибыли банк находится на 354-м месте в рейтинге по России.

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин отмечает, что, помимо универсальной банковской лицензии, "Яндекс" также получит брокерскую, дилерскую и депозитарную лицензии. "Компания уже подала соответствующие документы в ЦБ РФ и ожидает одобрения. Мы полагаем, что это позитивная новость для "Яндекса", так как после срыва сделки с TCS рынок находился в ожидании дальнейших действий. Fintech-проекты должны эргономично дополнить экосистему "Яндекса" и стать дополнительным долгосрочным источником роста. Наша рекомендация для акций компании остается "покупать" с целевой ценой 5378 руб. за бумагу", - говорит Артем Михайлин.

"У "Акрополя" нет офлайн-отделений, и, по сути, речь идет только о приобретении лицензий. По всей видимости, руководство холдинга приняло решение развивать финансовые сервисы внутри своей структуры самостоятельно, а не делать ставку на покупку крупного игрока. Финансовые сервисы должны дополнить экосистему компании, особенно в сфере электронной коммерции, которая бурно развивается. На наш взгляд, именно платежи могут стать одной из основ fintech-проектов "Яндекса" в среднесрочной перспективе", - считает Артем Михайлин.

"По опросам PWC, 95% респондентов выделяли финансовый сектор как отрасль с наиболее успешной цифровой трансформацией. Рынки страховых и финансовых услуг населению при этом оцениваются в триллионы рублей. Объем страховых премий в 2020 г. превысил 1,5 трлн руб., задолженность по необеспеченным кредитам была более 8 трлн руб., рынок доверительного управления и коллективных инвестиций составил более 9 трлн руб.", - отмечает Артем Михайлин.

Как подчеркивает аналитик "Фридом Финанса" Валерий Емельянов, покупка банка по цене его активов - это стандартная рыночная практика. В данном случае это особенно очевидно, поскольку банк является фактически кошельком с лицензией: его активы по большей части вложены в ликвидные бонды.

"Яндекс" давно намеревался развивать собственный платежный сервис, плюс он владеет маркетплейсом. Логично на их базе выстроить сервис потребительского онлайн-кредитования. В дальнейшем на этой же платформе можно продавать страховые полисы", - считает Валерий Емельянов.

"Чтобы стать заметным на рынке, потребуется порядка 2000 новых сотрудников. Это много по меркам "Яндекса" - почти пятая часть его нынешнего штата. Инвестиции в проект, чтобы он устойчиво развивался, могут составить порядка 5 млрд руб. в год", - отмечает Валерий Емельянов.

Он полагает, что "Яндекс" может рассчитывать на очень незначительную (доли процента) долю на рынке банковских услуг. По его словам, ценность банковского сервиса для "Яндекса" скорее в том, что он сильнее привязывает пользователей к экосистеме. Вряд ли россияне в ближайшие 5-10 лет будут хранить на вкладах "Яндекса" значительные суммы или брать в нем ипотечные и автомобильные займы. Сервис, скорее всего, будет развиваться как замена онлайн-микрокредитованию.

"У "Яндекса" как главной в Рунете рекламной площадки, конечно, сильные позиции в маркетинге и продвижении. Его финансовый сервис, даже очень сырой, будет привлекать внимание и наверняка быстро найдет поклонников и добровольцев в бета-тестеры. Поэтому старт будет более быстрым, нежели был в свое время у "Тинькофф" и его ближайших конкурентов", - отмечает Валерий Емельянов.

"Купить "Тинькофф" не получилось из-за разногласий в схеме слияния. Банк не хотел быть просто приложением к бизнесу ИТ-гиганта, а мыслил что-то вроде новой двуединой корпорации. У "Акрополя" таких амбиций нет, с ним договориться проще. При этом он не имеет проблемных активов, а значит, нет риска потери лицензии", - оценивает новую стратегию "Яндекса" Валерий Емельянов.

"Яндексу" банк полезен, во-первых, для обслуживания транзакций экосистемы, например, чтобы именно его карту привязывать к "Яндекс.Такси", а также для того, чтобы зарабатывать в традиционной банковской сфере - кредитовании, переводе средств, обмене валют и т.п. Во-первых, полезна будет система кредитования маркетплейса. Во-вторых, если интеллектуальный ассистент "Яндекса" не начнет первым учить нас, на что потратить деньги и где взять кредит, то "в дружбу" первым успеет втереться ассистент конкурентов. И избавиться потом от этого "друга и советника" будет практически невозможно, потому что он будет знать о нас все", - отмечает аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын.

На вопрос, во сколько обойдется "Яндексу" нанять сотрудников для нового направления, Леонид Делицын ответил, что это обойдется дешевле, чем покупка "Тинькофф".

По мнению эксперта, "Яндекс" может рассчитывать на 5%-ную долю рынка банковских услуг. "Преимущества "Яндекса" как банка - это умение применять искусственный интеллект для майнинга больших данных, ежедневные услуги сотне миллионов пользователей, наличие экосистемы сервисов (поиск, навигация, логистика, транспорт, электронная коммерция), широко известный бренд, длительный опыт с проектом "Деньги", - отмечает Леонид Делицын.

Он считает, что маркетплейс и финансовые услуги - направления, в которых у "Яндекса" больше всего перспектив: "Пока конкурентные преимущества "Яндекса" - в интернете. Это не "Почта России" с отделением в каждом поселке, продавать лекарства, крупу и морковь "Яндексу" сложно".

"Капитализация "Яндекса" составляет почти 1,5 трлн руб., и обычный банк стоимостью в 1 млрд руб. может интересовать менеджмент холдинга в основном как возможность выгодно приобрести банк. "Тинькофф" с его многомиллионной лояльной клиентской базой был интереснее и стоил, соответственно, на два порядка дороже", - отмечает Леонид Делицын.

"Яндекс" не решил сменить стратегию - это Тиньков решил не продавать банк. Даже если бы "Яндекс" решил настаивать, Тиньков довольно понятно изложил свои амбиции стать полноправным партнером, а в планы поисковика это не входило", - подчеркивает аналитик.

Напомним, осенью 2020 г. стало известно, что "Яндекс" вел переговоры с TCS Group Holding PLC ("Тинькофф"), касающиеся возможной покупки "Яндексом" 100% акционерного капитала "Тинькофф". В сен­тябре ком­па­нии пред­ва­ритель­но до­гово­рились о про­даже TCS ин­тернет-холдингу за $5,48 млрд. Однако в октябре 2020 г. стало известно, что компаниям не удалось договориться об условиях сделки (см. новость ComNews от 19 октября 2020 г.).

Новости из связанных рубрик