Абонентская база "МегаФона" по итогам 2020 г. сократилась с 75 млн до 70 млн человек. Причиной этого является не отток абонентов, а результат работы нового биллинга от Nexign. Эта система выявила SIM-карты, которые числятся в базе активными, но абоненты ими не пользуются.
© ComNews
26.03.2021

ПАО "МегаФон" подвело итоги IV квартала 2020 г. Выручка компании сократилась на 6,1% и составила 87,5 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение выручки произошло из-за падения продаж оборудования и аксессуаров на 27,1%, а также сервисной выручки на 2,7%. Показатель OIBDA сократился на 5,8% до 36,3 млрд руб., рентабельность OIBDA увеличилась на 0,2 п.п. - до 41,5%. CAPEX снизился на 38,9% до 19,1 млрд руб. Скорректированная чистая прибыль выросла на 117,4% - до 4,4 млрд руб.

Абонентская база "МегаФона" на конец 2020 г. составила 70,4 млн, а в 2019 г., согласно отчету компании, 75,4 млн. Во втором полугодии после завершения миграции на новый биллинг (см. новость ComNews от 18 марта 2021 г.) компания скорректировала систему учета абонентской базы, ужесточив требования к проверке активности абонентов. "При сравнении с показателями 2019 г. в единых стандартах учета база сохраняется на прежнем уровне и не демонстрирует негативного тренда. Новая система позволит компании более эффективно использовать номерную емкость", - сообщили в "МегаФоне".

Представитель пресс-службы оператора пояснил корреспонденту ComNews: "Мы считаем SIM-карту активной, если видим признаки осознанного пользования нашими услугами за последние три месяца".

Технический директор Nexign Михаил Матюшин рассказал, что в "Едином биллинге" разработана возможность отслеживать активность каждого абонента и гибко настраивать критерии учета абонентского трафика. "На основе анализа абонентской базы определены модели поведения абонентов, позволяющие разделить активность на осознанную и неосознанную, к которой можно отнести, например, переадресации на голосовые почтовые ящики, входящие рекламные SMS. Такая активность игнорируется, SIM-карты без осознанной активности не учитываются в абонентской базе", - объяснил Михаил Матюшин корреспонденту ComNews принцип признания SIM-карты неактивной.

Представитель пресс-службы Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") рассказал, что в Tele2 строгая политика учета абонентской базы, и такие SIM-карты никогда не оценивались в качестве активных. "При всей строгости учетной политики абонентская база Tele2 продолжает расти на фоне потери пользователей другими операторами. По итогам 2020 г. она составила 46,6 млн абонентов с учетом клиентов мобильного бизнеса "Ростелекома", что соответствует росту на 1,5% год к году. Напомню, что у Tele2 традиционно самый низкий отток в отрасли - по итогам года он сократился на 2,8 п.п.".

Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанс" Александр Осин отметил, что ключевой показатель для оператора - лояльность абонентов. "Этот индикатор стабилен. По данным менеджмента, с применением новой методики база абонентов в России в IV квартале 2020 г. составила 70,4 млн, показав нулевой рост. Учитывая статистику компании за последние годы, отразившую насыщение рынка, и принимая во внимание наличие сильных конкурентов, в рамках базового сценария ожидаем сохранение слабой зависимости динамики абонентской базы компании от изменения ВВП. С учетом данного обстоятельства, ожидая сохранения стабильности абонентской базы "МегаФона", принимая во внимание корреляцию выручки компании и основных макропоказателей РФ, ожидая ускорения прироста ВВП РФ в 2021 г. до 4% при ускорении ИПЦ РФ до 6%, прогнозируем рост выручки компании в следующем году на 5% год к году, что, при реализации данного сценария, станет максимальным значением данного индикатора с 2013 г. С учетом значимого, на 64%, за последние пять лет роста активов компании при параллельном снижении ROA до 2-3% против порядка 7% в среднем в 2013-2019 гг., принимая во внимание позитивный эффект от постепенного ускорения ИПЦ РФ на рентабельность бизнеса потребительского и финансового сектора, ожидаем повышения чистой рентабельности компании до 9%. Таким образом, оценки выручки, EBITDA и чистой прибыли компании на 2021 г. составляют 338,3 млрд руб., 155,6 млрд руб. и 30,4 млрд руб. соответственно, - комментирует Александр Осин. - В то же время в рамках указанных среднесрочных прогнозов, исходя из статистических исторических аналогий, не ожидаем быстрого посткризисного восстановления основных финансовых показателей "МегаФона". По итогам I квартала прогноз квартальной выручки, EBITDA и чистой прибыли компании составляет 71,7 млрд руб., 35,8 млрд руб. и 4,4 млрд руб. Компания провела делистинг в мае 2019 г., бумаги завершили обращение на уровне 650 руб. за единицу. При возвращении на биржу акции "МегаФона", исходя из текущих кратко- и среднесрочных оценок, будут обладать справедливой стоимостью на уровне 625 руб. за бумагу в рамках неофициальных оценок. Однако с положительной вероятностью можно ожидать значимого повышения указанной оценки при включении в ее расчет прогнозов в рамках долгосрочных моделей. Существенную позитивную роль для улучшения инвестиционной привлекательности компании сыграло бы также возобновление выплат дивидендов при реализации гипотетического сценария релистинга".

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что результаты "МегаФона" важны для понимания ситуации, которая остается неоднозначной. "Некоторые российские операторы показали, в общем, те же результаты, что и мировой телеком, - снижение выручки в связи с падением спроса. Есть такие, у которых результаты были заметно хуже, чем в среднем по планете. И есть, наоборот, такие, которые показали совершенно необычный рост. Результаты "МегаФона" относятся скорее к первой группе - они такие, каких и следовало бы ожидать, хотя негатив отчасти усугубляется совпавшими по времени невзгодами, которые случились именно в прошлом году, - сокращением доходов от международного роуминга и затратами на хранение данных. Впрочем, наших операторов не затронули проблемы зарубежных коллег, связанные с падением рекламного рынка и выручки медиаактивов, поскольку у наших телекомов такой обузы нет, если не считать платного ТВ", - говорит Леонид Делицын.

Он отметил, что снижение сервисной выручки в IV квартале на 2,7% до 78,2 млрд руб. позволяет оценить, чего ждать в следующем году. "Абоненты в следующем году вряд ли быстро разбогатеют и значительно увеличат траты. Сокращение количества салонов связи на 300 магазинов тоже будет носить необратимый характер, и, вероятно, не столько из-за поведения горожан, сколько из-за того, что стратегии компаний начали быстрее разворачиваться в онлайн. Сбер, например, сообщил о сокращении количества банкоматов. Цифровые салоны могли бы теоретически использоваться как логистические точки. Например, пункты доставки, но, видимо, на практике есть гораздо более эффективные по цене помещения. Успехи в экономии затрат отразились на росте рентабельности по OIBDA и скорректированной чистой прибыли. Однако эти меры относятся ко второй фазе модели Gartner реакции корпораций на пандемию -в первой компании переходят в режим аварийной ситуации, во второй - восстановления, и в третьей - развития с учетом новых реалий. Хотелось бы, конечно, понять и видение перспектив компанией. Отчет в нескольких местах сравнивает текущие показатели с теми, которые были до пандемии, и создается впечатление, что при благоприятном сценарии все вернется, как было. Но операторы, особенно зарубежные, сейчас, наоборот, акцентируют внимание на том, куда будет развиваться их бизнес", - прокомментировал Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик