Минпросвещения получило от Путина быстрые деньги
Из распоряжения правительства следует, что Минпросвещения России в 2020 г. получит из резервного фонда правительства 1 млрд руб. на "финансовое обеспечение мероприятий по внедрению современных цифровых образовательных технологий в сфере образования, имея в виду приобретение образовательного контента для системы образования в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
На эти деньги следует приобрести цифровые конспекты по всем общеобразовательным предметам с 1-го по 11-й класс, а также интерактивные обучающие материалы. Среди них - игры, тесты, виртуальные лаборатории, мультимедийные карты, хрестоматии, архивные и исторические документы. Доклад в правительство о целевом и эффективном использовании средств Минпросвещения надлежит представить до 1 февраля 2021 г.
Вопрос доступа учащихся к современным образовательным программам возник 17 декабря 2020 г. в ходе ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина. Он отметил, что в 2021 г. скоростной интернет появится во всех школах, и призвал позаботиться, чтобы проблема технологической неготовности общеобразовательных учреждений [к дистанционному обучению] была решена.
Генеральный директор АО "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин считает, что если унифицировать контент и с учетом подключения к широкополосному интернету централизовано его транслировать, то сумма внушительная, тем более если она выделена только на 2021 г. По его мнению, срок до 1 февраля 2021 г. недостаточный даже для нормального планирования и распределения такой огромной суммы. "В указанный срок можно только очень укрупненно распределить средства при условии, что до этого уже были проработаны основные потребности в контенте и направления, которые нужно усиливать, - рассказал Дмитрий Сытин корреспонденту ComNews. - Главная проблема в том, что качественного контента в стране недостаточно. Создание и поддержание востребованного образовательного контента разного типа и направления - сложная системная задача. За год ее не решить, если нацеливаться на получение конкретного результата. Во-первых, нужно разобраться, какие программы у нас адаптированы для электронного или цифрового контента. Во-вторых, понять, какой контент нужен. В-третьих, какой контент уже есть, и только после этого принимать решение о том, что покупать, а что создавать".
Дмитрий Сытин уверен, что системная работа, отталкивающаяся от целей и задач системы образования, эффективнее, чем единовременное неожиданное выделение средств. "Разовые ассигнования эффективны, только если уже есть система, но не хватает средств. В нашем случае вопрос заключается в том, есть ли система, денежные вливания в которую принесут пользу. При этом подключение широкополосного интернета - это как раз системный шаг, но пока непонятно, в какой дорожной карте", - комментирует он.
Директор по довузовскому образованию университета Иннополис Алексей Хабибуллин, напротив, считает, что для такой задачи сумма в 1 млрд руб. недостаточна, так как должен быть запас на аналитическую работу и сбор обратной связи, а также обеспечение независимой комиссии. "Комиссия отбирает материал, анализирует обратную связь и принимает решения по доработкам. Плюс нужно много контента и эффективная система доставки этого контента, система анализа успехов и т.д. Если 1 млрд поделить на 11 классов и на 21 предмет, то на все это получится что-то около 4,5 млн, что в общем-то не так много. То есть создать такую систему до 1 февраля не думаю, что возможно. От государства необходима поддержка по системной работе с постоянным улучшением контента на основе обратной связи педагогов, приоритезацией предметов и классов. На данный момент нужно дорабатывать то, что не поддается переводу в онлайн на базовых инструментах вроде видеоплатформы Zoom", - уверен Алексей Хабибуллин.