Непростое время для "Билайна"
Во время пресс-конференции, посвященной раскрытию финансовых и операционных результатов работы за III квартал 2020 г., генеральный директор "Билайна" Александр Торбахов отметил, что для телекома в целом, и для "Билайна" в частности, сейчас непростое время. Поэтому финансовые и операционные результаты работы за III квартал 2020 г. он оценил как "смешанные". "У нас есть ряд показателей, которые носят негативный характер, - сообщил Александр Торбахов. - При этом если квартал назад почти все цифры были негативные, то сейчас есть признаки позитива".
Александр Торбахов рассказал, что в компании происходит много правильной работы, которая "принесет позитив как клиентам, так и акционерам".
Как отметил генеральный директор "Билайна", общая выручка снизилась на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 6,9 млрд руб., продемонстрировав небольшое улучшение по сравнению со II кварталом 2020 г. (когда было зафиксировано сокращение общей выручки на 10% год к году), в основном за счет роста продаж абонентского оборудования после открытия магазинов. Сервисная выручка в мобильном сегменте составила 5,2 млрд руб., снизившись на 10% год к году в результате сокращения выручки от международного роуминга на 68% в связи с ограничениями на поездки (в III квартале 2019 г. на выручку от роуминга приходилось 4% сервисной выручки).
По словам Александра Торбахова, на сервисную выручку повлияло снижение выручки от контентных сервисов на 21% год к году как результат предпринятых "Билайном" мер по борьбе с ненужными клиентам услугами контент-провайдеров. Реализация этих мер оказала положительное влияние на NPS. Это снижение было частично компенсировано ростом сервисной выручки в фиксированном сегменте на 9% год к году, поскольку клиенты продолжали активно пользоваться услугами домашнего интернета.
"Финансовые результаты III квартала 2020 г. в сравнении с предыдущим кварталом демонстрируют некоторые улучшения в части выручки и EBITDA, несмотря на операционные вызовы, стоящие перед компанией, в частности, критическое восприятие качества сети и сервиса, а также последствия коронавирусных ограничений. Для их преодоления "Билайн" продолжает реализацию обновленной клиентоцентричной стратегии, вкладывая значительные ресурсы в модернизацию сети, развитие цифровых каналов обслуживания и создание позитивного клиентского опыта на массовом рынке, сохраняя при этом устойчивый рост бизнеса в B2B-cегменте. Наши клиенты уже отмечают улучшение пользовательских параметров сети, что отражается в увеличении количества 4G-пользователей в абонентской базе до 21,7 млн и в росте проникновения 4G-смартфонов. Также мы видим рост удовлетворенности абонентов прозрачностью списаний и продолжаем активную работу по улучшению клиентского опыта в этом и других направлениях", - прокомментировал Александр Торбахов.
По данным оператора, "Билайн" продолжает уделять особое внимание развитию корпоративного бизнеса, результатом чего стал рост выручки сегмента B2B на 4,8% год к году, обусловленный расширением портфеля предложений за счет новых цифровых сервисов и решений. "Также мы достаточно хорошо себя чувствуем в сегменте отношений с государством и, продавая муниципальным органам наши сервисы, тоже видим рост выручки", - отметил Александр Торбахов.
Абонентская база "Билайна" сократилась на 9% по сравнению с III кварталом 2019 г. и составила 49,7 млн человек, что обусловлено недостаточным уровнем восприятия качества связи и сервиса в прошлом. По заверениям компании, "Билайну" удалось стабилизировать абонентскую базу, которая почти не изменилась к концу III квартала по сравнению со II кварталом 2020 г. В этих условиях "Билайн" показывает в России положительную динамику роста базы абонентов 4G, которая увеличилась в III квартале на 10% год к году, чему способствовал рост пользования высокоскоростным мобильным интернетом на фоне отсутствия строгих карантинных ограничений.
В фиксированном сегменте общая выручка "Билайна" выросла на 9% год к году и достигла отметки в 9,6 млрд руб., при этом выручка от услуги ШПД составила 2,8 млрд руб., что на 3,8% больше, нежели в III квартале 2019 г.
Число активных пользователей сервиса "Билайн ТВ" выросло на 41% год к году - до 2,5 млн. В III квартале 2020 г. "Билайн" запустил новые предложения и таргетированные клиентоориентированные сервисы для пользователей ТВ.
Показатель EBITDA снизился на 18% год к году, что обусловлено в первую очередь сокращением выручки, а также более высокими структурными затратами вследствие роста расходов на содержание и эксплуатацию сети и повышением расходов на интерконнект из-за возросшей доли межсетевого трафика. В III квартале 2019 г. "Билайн" в России аннулировал некоторые резервы, что также оказало отрицательное влияние на показатели статистики год к году.
Капитальные затраты без учета лицензий выросли на 37,2% год к году. Соотношение капитальных затрат к выручке (показатель Capex Intensity) составило 28%, что отражает высокий уровень инвестиций в развитие сети в III квартале 2020 г. "Билайн" увеличил количество базовых станций 4G на 23% по сравнению с III кварталом 2019 г. (по данным на 30 сентября 2020 г.).
По мнению аналитика "Фридом Финанса" Валерия Емельянова, финансовые результаты "Билайна" за III квартал 2020 г. ниже ожиданий. "Темпы падения выручки в мобильном сегменте за квартал оказались больше, чем в среднем за последние девять месяцев. Это говорит об усилении негативных тенденций в ключевом для "Билайна" сегменте бизнеса. EBITDA за июль-сентябрь просела на 18,3% против снижения на 15,9% за январь-сентябрь. И это мы наблюдаем за период, когда в стране был снят карантинный режим и потребительская и деловая активность в целом росла. Рентабельность по EBITDA во II квартале снизилась на 5,1% (-4% за первые полгода), составив 2,7 млрд руб., спустя три месяца данный показатель откатился на -5,6% (-4,5% за девять месяцев). Не исключено, что нижняя точка еще не достигнута и IV квартал также окажется падающим по выручке и прибыли. Светлым пятном остается фиксированный сегмент связи, но там прорыва ждать все же не стоит: второй квартал подряд выручка от ШПД прибавляет 9% год к году. И в общем обороте компании она занимает 13,7%, поэтому большой погоды не делает", - комментирует показатели компании Валерий Емельянов.
По оценке Валерия Емельянова, "Билайн" сокращает отставание от других операторов по проникновению связи четвертого поколения. "Также проделана работа по улучшению восприятия бренда, в частности реформирована система навязанных подписок. Это позитивные, но долгосрочные факторы, которые заиграют в течение ближайших лет, а не месяцев. Поэтому до конца года мы закладываем сокращение выручки темпами в пределах 10% год к году, EBITDA - в пределах 20%", - отмечает Валерий Емельянов.