9 сентября на пресс-клубе НП "Руссофт" были озвучены первые итоги работы компаний - участников партнерства в условиях пандемии и сделаны прогнозы на ближайшее будущее как российского рынка ПО, так и перспективы экспорта за рубеж. В целом отрасль сохраняет оптимизм, даже те компании, чей бизнес просел в ходе острой фазы коронакризиса.
© ComNews
10.09.2020

Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров, открывая мероприятие, оценил прямые финансовые потери на пике коронакризиса (март-июнь) у компаний - участников объединения на уровне 30-50% по сравнению с предшествующим годом. С задержкой платежей столкнулось, по данным опроса 15 мая, более 80% участников. Однако при этом несколько уменьшились опасения, связанные с отъездом ведущих кадров за рубеж. Кроме того, практически все представители компаний отметили то обстоятельство, что переход на удаленную работу позволил им привлекать иногородние кадры, что при традиционном сценарии сопряжено с трудноразрешимыми сложностями. Однако коронакризис привел к тому, что организационные препятствия были устранены.

Председатель совета директоров "Серчинформ" Лев Матвеев неоднозначно оценил итоги пандемии. С одной стороны, темпы роста рынка оказались существенно ниже ожидаемых - лишь 10% против запланированных 45-50%. Это, по оценке Льва Матвеева, не дает права считать ИТ и ИБ пострадавшими отраслями, как, например, сферу услуг или гражданскую авиацию.

Но, с другой стороны, переход на удаленный режим работы, по оценке Льва Матвеева, обнажил остроту таких застарелых проблем, как мошенничество и разгильдяйство. Участились утечки данных. Также появился запрос на средства контроля удаленного персонала. Начал расти спрос на аутсорсинг в области информационной безопасности, а также на обучение персонала. Все это способствовало появлению отложенного спроса на соответствующий инструментарий.

Как отметил директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов, пандемия и вовсе стала мощным драйвером роста бизнеса для его компании. По его оценке, если по итогам года рост показателей продаж будет менее чем двукратным по сравнению с предшествующим годом, то это будет плохим показателем. Драйвером спроса на средства видеоконференцсвязи (ВКС) стал всеобщий переход на удаленный режим работы, а также на дистанционные сервисы. Особо отмечены телемедицинские услуги, объем которых вырос в восемь раз. При этом недостатки сервисов вроде Zoom, где в разговор может легко вмешаться посторонний, способствовали росту интереса к более защищенным сервисам со стороны как российских, так и зарубежных заказчиков. К примеру, тем же TrueConf активно пользуется компания SpaceX Илона Маска.

Старший вице-президент First Line Software Владимир Литошенко посвятил свое выступление тому, как пришлось перестраивать бизнес компании в условиях перехода на дистанционный режим. До пандемии в этой компании к возможности работы в удаленном режиме относились скептически, однако коронакризис способствовал тому, что подходы к работе пришлось менять, причем очень быстро. Особенно в период с марта по июнь, когда активность клиентов из ЕС и США заметно снизилась. Особенно серьезными изменения были в подходах к продвижению продуктов и сервисов. Все переговоры пришлось перенести в ВКС и социальные сети. В августе 2020 г. крупнейшая сделка в истории компании проведена полностью онлайн, без очных встреч.

Директор по развитию направления биометрических систем Центра речевых технологий Андрей Хрулев также назвал развитие дистанционных сервисов во время пандемии одним из главных драйверов рынка. Рост нагрузки на центры обработки вызовов привел к росту практического интереса к внедрению разного рода ботов, как чат-ботов, так и голосовых. А для того чтобы боты работали качественно, желательно так, чтобы потребитель не замечал, что он говорит с ботом, необходимо понимание слитной устной речи, в том числе не всегда правильной. В противном случае почти неизбежны проявления так называемого цифрового нигилизма, связанного с отторжением и раздражением клиентов, столкнувшихся с плохо работающими сервисами, что вызывает их отток. В качестве положительного примера Андрей Хрулев привел голосовой бот, который обслуживает абонентов оператора Tele2 и обрабатывает 80% запросов абонентов. В 80 медицинских учреждениях Москвы реализован голосовой ввод данных при заполнении документации, что снижает затраты медперсонала на такие процедуры в среднем на 20% и позволяет уделять больше внимания общению с пациентами.

Генеральный директор компании "Форсайт" Владимир Комов также посвятил свое выступление технологиям распознавания речи, которыми начали активно заниматься еще до пандемии. При этом разработки "Форсайта" ориентированы на управление сложными объектами, в частности промышленными и энергетическими системами, которые уже прошли стадию успешного пилотирования.

Заместитель генерального директора EPAM Юрий Овчаренко назвал главной тенденцией последнего времени демократизацию всего спектра применений искусственного интеллекта (ИИ). Среди сервисов, использующих ИИ, важное место занимают голосовые технологии и роботизация рутинных операций, в частности, связанных с автоматизацией рутинной деятельности аналитиков по обработке и анализу больших данных. Юрий Овчаренко рассказал о работе над платформой "Сбербанк.DS", которая резко снизила порог входа для сотрудников, что позволило существенно повысить уровень монетизации данных и увеличить количество пользователей аналитических систем.

Новости из связанных рубрик