МТС на позитиве
Группа МТС представила финансовые результаты за II квартал 2020 г. ПАО "МТС" увеличило выручку и скорректированную OIBDA по результатам II квартала 2020 г. Основной вклад внесла выручка от телеком-бизнеса, финтех-услуг и "МТС Медиа".
"Несмотря на вызовы, связанные с пандемией, я рад сообщить, что во II квартале 2020 г. МТС демонстрирует позитивную динамики выручки. Негативное влияние пандемии на доходы от роуминга и банковских сервисов во II квартале компенсировались выручкой от основных услуг, экономией операционных расходов в рознице и другими факторами", - похвалил работу оператора президент и председатель правления группы МТС Алексей Корня. - Мы хорошо растем по сравнению с рынком, наша стратегия верная. Она у МТС двухуровневая: лучший телеком и потенциал роста в цифровых сервисах. Нам удалось поддержать OIBDA благодаря инвестициям. Мы подтверждаем наши прогнозы по росту выручки за 2020 г. до 3%, незначительному снижению показателя скорректированной OIBDA или сохранению его на уровне предыдущего года, а также подтверждаем уровень капительных затрат в объеме порядка 90 млрд руб. Мы дали прогноз, в отличие от наших конкурентов и, к тому же, не корректировали его. И по дивидендным выплатам этот год будет рекордным".
Количество абонентов оператора снизилось с 86,4 млн в I квартале 2020 г. до 84,9 млн по итогу II квартала, то есть сразу на 1,5 млн SIM-карт. Алексей Корня на встрече с журналистами объяснил, что количество SIM-карт и уровень проникновения их избыточный. "Абонентская метрика не является репрезентативной с точки зрения бизнеса: увеличивать количество SIM-карт можно как угодно. Снижение произошло в связи с пандемией, когда начался отказ от вторых и третьих SIM-карт".
Выручка от фиксированной связи увеличилась на 5,2% год к году против роста на 1,4% в предыдущем периоде. Количество пользователей фиксированного интернета выросло на 9,2%, а ТВ - на 6,7%. Доля МТС на рынке B2C ШПД в Москве увеличилась до 43,1%, платного ТВ - до 46,2%. Выручка сервисов по продаже билетов и e-sport упала на 52% год к году. Продажи товаров в России упали на 7,9%, но наиболее существенным оказалось сокращение продаж софта - на 25%. Продажи розничной̆ сети сократились на 3,4% год к году. Притом что в апреле было закрыто 55% магазинов и 25% в середине мая. МТС отмечает быстрое восстановление продаж в мае и июне. Онлайн-продажи также сыграли свою роль. Они выросли на 108%, а их доля в общих продажах устройств и аксессуаров составила почти 30%. На конец квартала у МТС остался 5281 магазин, что на 600 салонов меньше, чем год назад.
Первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу МТС Инесса Галактионова отметила, что оператор сократил розницу на 600 салонов по итогам II квартала, хотя планировал такую цифру к концу 2020 г., и дальнейшая судьба розничных точек продаж будет решаться по мере выявления динамики продаж и спроса на рынке.
Во II квартале 2020 г. наиболее заметными для МТС последствиями режима самоизоляции стали падение выручки от международного роуминга, рост трафика домашнего интернета и расходов на обслуживание фиксированных сетей, временное закрытие розничных магазинов и снижение доходов от финансовых услуг вследствие изменения профиля рисков по некоторым продуктам.
Негативные эффекты от роуминга и резервов банка в 4,1 млрд руб. удалось скомпенсировать за счет сокращения расходов розничной сети (+1,7 млрд руб.), корректировки резерва на требования ФАС (+0,8 млрд руб.) и роста выручки. Чистая прибыль упала на 7,5% год к году в основном из-за убытка по валютным разницам и операциям с деривативами в 2,7 млрд руб. При этом финансовые расходы упали почти на 10% год к году в силу рефинансирования долговых обязательств по более привлекательным ставкам. Стоимость долга снизилась до 6,7% против 7,4% в I квартале.
В июле 2020 г. МТС получила первую в России лицензию на оказание услуг мобильной связи стандарта 5G/IMT-2020 в диапазоне 24,25-24,65 ГГц в 83 субъектах страны. Лицензия предоставлена Роскомнадзором сроком до 16 июля 2025 г. В МТС сообщили, что первыми пользователями сети пятого поколения станут бизнес-клиенты и крупные производственные предприятия. В июне 2020 г. МТС выпустила голосового помощника "Марвина". Помощник доступен через приложение "МТС Марвин", а также портативные умные колонки МТС.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отметил, что фондовый рынок, в общем, в очередной раз продемонстрировал безразличие к бизнесу операторов, не проявив эмоций по поводу чрезвычайно высоких результатов МТС. "По-видимому, игроки учли только снижение прибыли, относящейся к акционерам, на 7,5%, но коль скоро это не угрожает дивидендам, никто не испугался. Финансовые результаты показывают рост практически всех показателей, так что даже трудно понять, нанесла ли пандемия операторам хоть какой-то урон? К примеру, выручка не только не снизилась, но даже возросла на 1,3% в сравнении с аналогичным кварталом предыдущего года. Продажа товаров в России снизилась всего на 7,9%, остальные направления либо выросли, либо пока слишком несущественны по абсолютной величине. Прогноз роста выручки по итогам года на 3% выглядит обоснованным. Важным является сообщение, что первыми пользователями 5G станут бизнес-клиенты и крупные производственные предприятия, поскольку процесс разворачивания сетей этого стандарта начинается и в других странах, в частности в США. Многочисленные цифровые продукты и решения отражают в основном сложность поиска крупного нового направления. Выпуск голосового помощника "Марвин" в целом свидетельствует лишь о том, что сегодня интеллектуальные помощники становятся обязательной частью ИТ-экосистем, но не гарантирует, что каждый такой помощник завоюет популярность. В целом результаты подтверждают сделанное ранее наблюдение, что лидеры рынка пережили II квартал легче, чем другие игроки. К примеру, Apple сегодня стала первой в истории американской компаний с рыночной капитализацией, превосходящей $2 трлн", - прокомментировал Леонид Делицын.
Результаты МТС превзошли ожидания ИК "Велес Капитал". "Оператор уверенно преодолел пик пандемии и смог увеличить выручку и скорректированную OIBDA, даже несмотря на значительные негативные эффекты. Прогноз финансовых показателей̆ на год при этом остается неизменным и, на наш взгляд, достаточно консервативным с учетом сильного первого полугодия. Вероятно, он отражает аккуратный подход менеджмента к прогнозированию в условиях значительной неопределенности. Выручка МТС увеличилась на 1,3% г./г., в то время как мы ожидали падения на 1,2% г./г. Заметно лучше наших прогнозов оказались продажи розничной сети и доходы от сервисов мобильной связи. Показатели МТС намного опередили результаты конкурентов из числа операторов "большой тройки". Абонентская база ожидаемо сократилась из-за нарушения каналов дистрибуции. В России падение базы составило 1,2% г./г. до 77,2 млн. Даже несмотря на отсутствие доходов от международного роуминга и части абонентов, ARPU увеличилась на 3,1% г./г. Трафик данных на смартфонах рос стабильными темпами и увеличился на 43,6% г./г., а минутный трафик продемонстрировал резкий скачок и увеличился на 4,2% против +0,8% в предыдущем периоде. Бизнес фиксированной связи ожидаемо ускорил рост на фоне большего числа подключений при переходе людей на дистанционную работу и самоизоляцию. Показатели МТС Банка соответствовали нашим прогнозам. Рост выручки замедлился до 17% г./г. против +32% г./г. в I квартале при падении темпов роста портфеля розничных кредитов до 48,1% г./г. Общий кредитный портфель вырос за период на 30,6% г./г., а коэффициент CoR продемонстрировал резкий всплеск с 6,6% до 11,7%. Мы ожидаем продолжения оптимизации сети розничных салонов", - прокомментировал Артем Михайлин.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев согласен: "Компания МТС даже на фоне пандемии коронавируса во втором полугодии 2019 г. и в первом полугодии 2020 г. продемонстрировала устойчивый рост ключевых показателей, хотя многие аспекты формирования прибыли оказались под давлением внешних факторов. Усиление позиций связано с долгим промежутком самоизоляции, когда на смену личным встречам пришли деловые переговоры в режиме онлайн. Гаджеты со стабильным интернетом стали не только средством досуга, но и необходимым элементом работы. Выросла потребность населения России в облачных сервисах и финтех-продуктах, что позволило увеличить выручку на 5% до 237,3 млрд руб.".