Диверсификация помогла Mail.ru Group
Компания Mail.ru Group Limited опубликовала неаудированную отчетность в соответствии с МСФО и сегментные финансовые данные за второй квартал и первое полугодие 2020 года, завершившиеся 30 июня. По итогам II квартала совокупная сегментная выручка компании выросла на 25,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 25,3 млрд руб. Совокупный сегментный показатель EBITDA компании увеличился на 3,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 7,4 млрд руб. Совокупная чистая прибыль компании поднялась на 8,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 3,4 млрд руб.
В первое полугодие 2020 года на сопоставимой основе выручка компании выросла на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 47,7 млрд руб, а EBITDA – на 4,0 и составил 13,2 млрд руб. Совокупная чистая прибыль компании снизилась на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 5,6 млрд руб. Чистая задолженность компании без учета обязательств по аренде по состоянию на 30 июня 2020 г. составила 8,2 млрд руб.
"В этот период экономика и мировое сообщество столкнулись с серьезными потрясениями, вызванными пандемией коронавируса. Тем не менее, Mail.ru Group адаптировалась к новой реальности – даже несмотря на то, что нам пришлось пересмотреть процессы управления бизнесом и командой из более чем 7 000 человек.", - прокомментировал ситуацию председатель совета директоров Mail.ru Group Дмитрий Гришин. По его словам, выручка от рекламы во втором квартале 2020 года сократилась на 5,2% и составила 7,9 млрд руб. Выручка сегмента MMO-игр во втором квартале 2020 года выросла на 47,7% и составила 10,1 млрд руб. Выручка от пользовательских платежей за социальные сервисы (Community IVAS) во втором квартале 2020 года увеличилась на 16,7% и составила 4, 5 млрд руб. Прочая выручка во втором квартале 2020 года выросла на 161,4% и составила 2,7 млрд руб.
"Динамика сегмента онлайн-рекламы тесно связана с темпами роста и перспективами бизнеса. На момент начала второго квартала это направление было крупнейшим источником выручки Mail.ru Group (в первом квартале оно обеспечило 38% выручки). Во втором квартале выручка от онлайн-рекламы сократилась на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как в первом квартале она выросла на 9,3% в годовом сравнении. Тем не менее, мы предполагаем, что наши результаты лучше, чем покажет рынок в целом, что будет означать, что нам удалось увеличить долю рынка во втором квартале. Мы видим причину в том, что мы постоянно стремимся повысить рентабельность маркетинговых инвестиций наших клиентов. Благодаря росту доли performance-рекламы (около 70%), диверсификации и росту базы рекламодателей, в том числе за счет малого и среднего бизнеса, и расширению рекламной сети мы смогли компенсировать влияние неблагоприятных факторов, связанных с текущей ситуацией. Более того, во втором квартале более чем на 8% выросла выручка ВКонтакте, вклад в этот рост внесли и пользовательские платежи (IVAS)", - сообщил генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев.
Он утверждает, что экосистема Mail.ru позволяет диверсифицировать источники выручки за счет разнообразия направлений нашего бизнеса. "В условиях пандемии выросла востребованность игр, онлайн- образования и решений для бизнеса, в том числе облачных технологий. Несмотря на то, что некоторые факторы роста носили временный характер, они позволили нам с избытком компенсировать давление на рекламную выручку во втором квартале 2020 года", - рассказывает Борис Добродеев. По его словам, в пик пандемии решающую роль сыграл игровой сегмент. "Сейчас многие наши пользователи продолжают работать из дома, макроэкономическая обстановка остается сложной и сохраняется тенденция к консолидации игрового рынка. Тем не менее, наши позиции достаточно сильны. Ключевое направление для компании — мобильные игры (67% выручки) и сегмент free to play (примерно 99% игр). В долгосрочной перспективе видеоигры станут универсальным языком, который сможет объединить людей, а стремительное развитие технологий поможет стереть границы между играми и социальными сетями. Все это позволит повысить синергетический эффект от взаимодействия MY.GAMES с другими направлениями компании", - рассказывает Дмитрий Гришин. По его прогнозам, в 2020 году выручка компании будет выше 100 млрд руб.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин говорит, что несмотря на пандемию и падение рекламного рынка в России, компании удалось продемонстрировать сильные показатели, особенно в игровом сегменте, образовательных сервисах и Food Tech. "Выручка и EBITDA заметно превзошли наши прогнозы и ожидания рынка. Основным драйвером для выручки ОК стал рост IVAS. На фоне значительного увеличения времени, затрачиваемого пользователями на социальные сети, заметно возросли объемы платежей в играх, а также покупки стикеров и виртуальных подарков. Музыкальные сервисы, напротив, столкнулись с замедлением роста при снижении мобильности населения", - сообщает Артем Михайлин. По его словам, для игрового подразделения II квартал стал одним из наиболее успешных за последние годы. "Основными причинами столь сильной динамики стали резкий рост времени в играх и расходов игроков на фоне карантинных мер, новые запуски и благоприятное изменение валютного курса. Компания ожидает, что в случае отсутствия новых шоков в III квартала показатели игрового подразделения вернутся к нормальным уровням", - считает Артем Михайлин. По его совам, долгосрочная цель онлайн-ритейлера достигнуть $10 млрд GMV в 2022-2023 гг. с 50 млн ежегодных покупателей̆.
"Большим потенциальным преимуществом Mail.Ru Group всегда была высокая диверсификация каналов выручки, но раньше этот потенциал проявлялся не очень ярко, а сейчас заработал в полную силу", - отмечает аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. По его словам, аналитики ранее высказывали опасения по поводу вероятного падения доходов компании от рекламы из-за режима изоляции, и этот риск реализовался – во II квартале выручка от рекламы сократилась на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Однако это падение было компенсировано выручкой в игровом сегменте, которая выросла на 47,7% в сравнении с прошлогодней и составила 10,1 млрд рублей (тогда как выручка от рекламы – 7,9 млрд рублей). Важно с точки зрения диверсификации и то, что три четверти игровой выручки приносят зарубежные рынки. Менее крупный сегмент iVAS (дополнительные услуги в соцсетях) принес компании 4,5 млрд рублей, увеличившись на 16,7%. И, наконец, на 161,4% выросла прочая выручка, доля которой пока невелика, хотя в абсолютных величинах это 2,7 миллиарда рублей. Итогом стал рост совокупной сегментной выручки на 25,5%, до 25,4 миллиарда рублей. Выручка за полгода достигла 47 миллиардов, а значит, более 100 миллиардов рублей по итогам года практически гарантированы. Фондовый рынок ответил на позитивные новости ростом стоимости акций Mail.Ru Group на 2,5%, до 1909 рублей", - комментирует Леонид Делицын.
Согласно прогнозам Леонида Делицына, рост выручки на 20-25% в год будет поддерживаться в следующем году благодаря активизации компании на рынке электронной коммерции, которому исследователи Data Insight предрекают ускоренный рост в течение ближайших пяти лет. "В частности, уже в будущем году выручка от новых направлений станет сопоставима с поступлениями от iVAS", - считает Леонид Делицын.