Игорь
Фетисов

министр информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области
08.07.2020

Приоритеты для финансирования в 2020-21 годах в Челябинской области это информбезопасность, инфраструктура и цифровое госуправление. Об этом, а также о том, как регион взаимодействует с муниципалитетами по цифровым проектам, зачем нужны стратегические соглашения с корпорациями, почему IQ городов оказался субъективен, что должно измениться и какие три препятствия сдерживают импортозамещение, в интервью ComNews рассказал Игорь Фетисов, министр информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области.

Существует мнение, что для эффективной цифровизации на местах, в том числе реализации проекта "Умный город", весь процесс управления, а также распоряжения бюджетом должен быть сконцентрирован у региональной власти. Что вы думаете по этому поводу?

- Это не совсем так. Сейчас финансирование мероприятий по внедрению цифровых технологий в городскую среду ведется в рамках двух проектов: "Формирование комфортной городской среды" и "Безопасность дорожного движения". Отдельного направления по умным городам в национальных программах нет, поэтому участие в проекте для городов-пилотов это скорее возможность и желание, а не обязанность.

Мероприятия реализуются в рамках муниципально-частного партнерства и, в основном, по энергосервисным контрактам. При этой модели инвесторы не идут в концессии и длительные ГЧП-проекты, потому что не видят экономической эффективности. Поэтому, я считаю, город должен обладать бюджетом, чтобы, например, за свой счет поменять светильники на энергосберегающие элементы по всему городу. Сейчас их нет, и единственным источником остается федеральный или региональный бюджет.

Яркий пример. Для работы в региональных информационных системах мы платим коммерческой организации за аренду инфраструктуры ВОЛС. Эффективнее было бы сделать муниципальную канализацию, в которой власть получила бы волокна, а деньги за аренду под сети связи, которые платили бы операторы, стали бы дополнительным источником дохода для города.

Но регион помогает муниципалитетам не только деньгами. Приобретаются информационные системы, которые тиражируются на всю область. Например, "Активный житель 74" - система электронных голосований, которая позволяет людям принимать участие в опросах по вопросам городского управления. Инициатором запуска проекта выступило Правительство Челябинской области, его развитием занимается наше министерство.

Как строится координация и взаимоотношения по проектам цифровизации между регионом и городом?

- Сегодня взаимоотношения между регионом и городом по цифровизации строятся на принципах проектного управления. В нашем регионе есть Центр развития цифровых технологий, подведомственный нашему министерству, на базе которого планируется создать центр компетенций по проекту "Умный город". Учреждение уже оказывает методическую поддержку муниципалитетам, участвуя в разработке дорожных карт и помогая в оформлении заявок на включение в проект. В будущем границы методической поддержки могут быть расширены, например, центр станет привлекать гранты и частные инвестиции.

Как вы относитесь к тому, что проект "Умный город" - это инициатива федеральной власти. Какая степень свободы должна быть у региона, города для развития, для формирования своих индикаторов результативности? Нужны ли централизованные стандарты, замеры IQ городов, показательны ли они?

- Я бы не сказал, что инициатива создания "Умных городов" зародилась исключительно на федеральном уровне. Потребность в создании комфортной и безопасной городской среды закономерна, является следствием стремления людей к качественно новому уровню жизни. Оплата услуг при помощи системы распознавания лиц, контроль потребления воды и электроэнергии при помощи сенсоров, электронные услуги, которые не требуют личного посещения госучреждений – то, что для нас пока выглядит фантастическим, уже реализовано в других странах.

Я считаю, что централизованные стандарты – это правильный путь, который позволяет решить проблемы с интеграцией цифровых решений в единую систему и дает возможность управлять процессом цифровой трансформации городов. Их разработкой должны заниматься на федеральном уровне, регионы могут дать свои предложения. Например, еще до принятия стандарта умного города Минстроем России, мы прорабатывали эту тему в Сатке - первом пилотном городе Южного Урала, вошедшем в проект. Мы ориентировались на международный опыт и российский стандарт ГОСТ Р ИСО 37120-2015 "Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни".

Что касается замера IQ городов – это интересная тема, но первый замер, на мой взгляд, был субъективен. Администрации городов самостоятельно заполняли показатели. Сейчас методику совершенствуют, она стала более прозрачной, ориентированной на лучшие практики, вводится проверка информации.

В стране стали появляться примеры стратегических соглашений с корпорациями, банками по цифровизации городов. Чем вызван такой подход и как могут строиться отношения города и корпорации по развитию цифровой экономики? Есть ли в этом необходимость?

- В том, что корпорации и банки присоединяются к проекту "Умный город", нет никакого противоречия с курсом на цифровизацию.

На недавнем совещании по вопросам развития информационно-коммуникационных технологий и связи Президент России отметил, что "вынужденные ограничения мотивировали многие предприятия и организации поновому взглянуть на привычные бизнес-процессы, активнее внедрять цифровые решения для увеличения эффективности своей работы". Говорилось о необходимости подхватить эти тенденции перехода в "цифру", брать пример с компаний – лидеров цифровизации и создавать условия для ускоренной разработки и внедрения отечественных технологий в сфере связи и IT, в том числе в рамках национального проекта "Цифровая экономика".

Бизнес всегда был флагманом цифровизации, поэтому его опыт нужно учитывать. В нашем регионе в состав экспертного совета по реализации проекта "Умный город" в Челябинске и Магнитогорске включены представители бизнес-сообщества, которые дают оценку проектам по цифровизации городского хозяйства. Чем шире взгляд на реализуемые проекты, тем качественнее их воплощение.

Стоит подчеркнуть, что любые соглашения на уровне субъектов или муниципалитета не дают преференции корпорациям и банкам. Это закреплено в Федеральном законе № 135-ФЗ "О защите конкуренции", финансовые отношения регулируются законодательством о закупках. В основном, соглашения направлены на информационный обмен и намерения о сотрудничестве. Бизнес выступает скорее инициатором применения практических решений, предоставляя муниципалитету ценную информацию, и получает возможность перераспределить свои ресурсы в пользу того или иного проекта.

С какими сложностями сталкивается программа импортозамещения ПО и оборудования. Какие существуют препятствия, и какие есть достижения?

- Челябинская область входит в число регионов-лидеров по программе импортозамещения. Главой региона утвержден план мероприятий, по которому мы движемся. В 2018-2019 годах мы перевели на отечественное системное программное обеспечение 1073 автоматизированных рабочих мест в 13 органах исполнительной власти Челябинской области. Это около 40% от общего количества рабочих мест в министерствах и ведомствах.

Проект сложный, поэтому проблемы, конечно, есть. Во-первых, к переменам оказались не готовы пользователи, потому что отечественные решения отличаются от зарубежных, нужно время привыкнуть. Мы решаем эту проблему, обучая пользователей. Во-вторых, отсутствие качественных аналогов зарубежного прикладного ПО. Решить эту проблему можно, воспитывая региональных ИТ-чемпионов и оказывая содействие развитию отечественной ИТ-отрасли. В-третьих, мы столкнулись с несовместимостью форматов файлов. Нужна нормативная база, которая бы закрепила обязательное использование открытых форматов обмена данными. Кроме того, отечественное программное обеспечение не всегда совместимо с используемыми информационными системами, наиболее часто из-за выгрузки отчетов.

Во время переходного периода потребовалось обеспечить временную совместимость с используемыми прикладными системами и унаследованным оборудованием. Этот вопрос мы решили за счет использования средств виртуализации.

В целом отмечу, что проект реализуется планомерно, и мы движемся по графику, несмотря на сложности его реализации. Опыт импортозамещения в органах исполнительной власти мы планируем тиражировать со следующего года в муниципалитеты.

Еще одна складывающаяся тенденция - это развитие централизованных систем, ГИС ЖКХ, ТОР КНД, ЦУР и т.п. Как такая модель позволяет добиваться лучших результатов?

- Преимущество централизованных систем в экономии бюджета и стандартизации процессов. Регионам не нужно тратить средства на разработку цифровых продуктов, их интеграцию с федеральными системами. Еще один плюс – это синергия данных, внесенных пользователями. Конечно, это облегчает обработку информации и позволяет принимать эффективные управленческие решения на основе более полной картины происходящего. Например, в части контрольно-надзорной деятельности централизация системы позволяет уменьшить число проверок, а в случае с ГИС ЖКХ - сделать сферу коммунального хозяйства более прозрачной.

Минус централизованных систем, на мой взгляд, в излишней универсальности. Их доработка для конкретного субъекта в части реализации уникальных бизнес-процессов невозможна.

В прошлом году Челябинск объявил о начале строительства крупного ЦОД. Какие на сегодняшний день промежуточные результаты стройки и какая перспектива использования ЦОД в будущем с учетом создания Единой государственной облачной платформы?

- Правительство Челябинской области при поддержке Губернатора Челябинской области Алексея Текслера ведет работу с ПАО "Мегафон" по строительству ЦОДа на территории индустриального парка "Малая Сосновка" Челябинской области, где выделен земельный участок. На начальном этапе ЦОД будет рассчитан на внутренние потребности компании, но при запросе бизнеса и государственных структур рассматривается возможность его расширения. Проект находится на стадии заключения договора на аренду земельного участка в "Малой Сосновке".

В то же время Правительство Челябинской области развивает собственный центр обработки данных для обеспечения работоспособности информационных систем органов власти, обладающий высоким показателем надежности Tier 2. В нем 632 виртуальные машины, хранится более 5 Пб информации, в том числе данные крупных информационных систем области, таких как АИС МФЦ, региональной медицинской системы, АИС соцзащиты и других. Я думаю, что с появлением Гособлака потребность в ЦОДе останется для необходимости резервирования данных на территории Российской Федерации. Субъектовые ЦОДы могут выступать хранилищами информации с учетом развития блокчейн-технологий.

На федеральном уровне уже несколько лет не удается нормализовать законодательство по обороту и регулированию данных. Какие региональные инициативы это сдерживает, что необходимо региону для ускорения цифрового развития?

- Формирование новой регуляторной среды, которая обеспечит благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, является главной целью федерального проекта "Нормативное регулирование" нацпроекта "Цифровая экономика". Работа ведется в 14 подгруппах, среди которых – правовые ограничения, управление изменениями, электронный гражданский оборот, большие данные и другие.

В рамках федерального проекта уже урегулирован правовой статус самоисполняемых контрактов ("смарт-контрактов"), введено понятие цифровых прав, урегулирован порядок привлечения инвестиций с помощью краудфандинговых платформ, внесены изменения в законодательство, предусматривающие переход от бумажных трудовых книжек к электронным, упрощено получение нотариальных услуг за счет цифровизации отдельных процедур, приняты иные нормативные акты в сфере цифровой экономики.

Что касается сдерживания региональных инициатив, то текущее законодательство мешает созданию полностью электронных услуг. Например, в социальной сфере можно было бы снизить число требуемых документов при оформлении выплат и пособий. Мы надеемся, что "регуляторная гильотина" поможет решить эту проблему.

Конечно, в законодательство нужно вносить изменения. Отрасль цифровых технологий очень динамичная, появляются новые технологии сбора, обработки и передачи данных, развиваются форматы связи – все это требует принятия нормативных правовых актов, их непрерывной актуализации.

Значительная часть работы в этом году направлена на повышение доли юридически значимого электронного документооборота органов власти Челябинской области, как внутри организаций, так и между ними. К концу года она должна быть не менее 10 процентов. В нормативную базу будут внесены изменения, которые приравняют документы, подписанные электронной цифровой подписью, к подписанным собственноручно. Это значительно ускорит срок рассмотрения документов и обращений граждан.

Какой бюджет планируется потратить на цифровые проекты в 2020-21 годах? Что будет приоритетным для финансирования?

- Реализация национального проекта "Цифровая экономика" находится на контроле Губернатора Челябинской области, ежегодно выделяются средства на цифровизацию региона.

Бюджет на 2021 год еще формируется, но направления расходования средств останутся прежними – цифровое государственное управление, информационная безопасность, информационная инфраструктура.

Наиболее приоритетным является развитие информационной инфраструктуры. На эти цели в 2020 году заложено около 664,3 млн рублей. Основная доля средств приходится на проекты в сфере образования. Создается сеть современного коммуникационного оборудования, школы, техникумы и колледжи подключаются к высокоскоростному Интернету. Кроме того, в рамках проекта мы выдаем субсидии операторам связи на строительство сетей связи в малых населенных пунктах. Это важная мера господдержки, которая позволяет операторам строить и развивать сети связи там, где без государственного участия это было экономически невыгодно из-за малого числа жителей и, соответственно, длительного срока окупаемости. За 2,5 года действия программы доступ к сети Интернет получили 41 населенный пункт, где проживает в общей сложности около 25 тысяч человек. Наличие Интернета в сельской местности улучшает качество жизни людей, дает новые возможности для образования, досуга, получения услуг в электронной форме.

Еще одно направление – информационная безопасность. Ежегодно государство тратит средства на защиту информации и персональных данных граждан, которые хранятся в государственных информационных системах. Киберпреступники не стоят на месте, поэтому важно "держать руку на пульсе", проводить аттестацию информационных систем на предмет уязвимостей и продолжать реализацию программы импортозамещения программного обеспечения для защиты информации от внешних угроз.

В рамках проекта "Цифровое государственное управление" в этом году планируется создать роботизированный колл-центр в МФЦ. Человек называет пин-код дела, ему автоматически приходит ответ по статусу обращения. Это очень удобно. Кроме того, мы планируем ввести в МФЦ безналичную оплату пошлин в окне приема и выдачи документов.