Олег
Извеков

заместитель главы Челябинска по экономике, инвестициям и цифровизации, руководитель проектного офиса "Умный город"
08.07.2020

Если решения по экомониторингу докажут свою экологическую и экономическую эффективность, то скорее всего это пойдет именно от территорий, которые априори считаются экологически неблагополучными. Но развитая промышленность — это не только проблемы окружающей среды, но и возможности для развития технологий. Об этом, а также о концепции цифрового двойника города рассказал ComNews заместитель главы города Челябинска по экономике, инвестициям и цифровизации, руководитель проектного офиса "Умный город" Олег Извеков.

Какие основные точки приложения усилий по развитию инновационной экономики города и комфортной среды? Как планируете добиваться результатов?

- Для успешной реализации проекта "Умный город" разработана "Дорожная карта" и сформирована структура органов управления, которая состоит из трёх уровней: координационный совет - определяет стратегию реализации проекта и обеспечивает согласованные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, экспертов; проектный офис - реализует мероприятия "Дорожной карты"; экспертный совет - консультационный орган, куда входят эксперты в различных сферах городского хозяйства. Таким образом, практически все интересанты развития проекта принимают в нем участие. Основные точки приложения усилий – те сферы, где можно привлечь инвестиционные средства и обойтись без бюджетных трат и где понятны эффекты для жителей города: когда после внедрения решений жизнь человека становится комфортней, безопасней, дешевле в конце концов. Из примеров: интеллектуальное освещение, безопасные остановочные комплексы, сфера ЖКХ, экологические решения, платформы обратной связи от жителей. И самое главное - наша стратегическая цель. Превратить Челябинск из столицы промышленной в инновационный опорный край державы.

До сих пор власти регионов задаются вопросами: "Какой город считать умным? Какие конкретные параметры нужно учитывать, какие меры предпринимать, чтобы "поумнеть". Какая степень свободы должна быть у города для развития проекта "Умный город/регион"? Нужны ли централизованные стандарты, замеры IQ?

- Первое – сейчас целью индекса IQ городов является оценка и мониторинг на ежегодной основе хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в рамках реализации проекта "Умный город". Второе - индекс IQ поможет определить существующий технологический уровень города и выявить перспективные направления в его развитии. Важным показателем эффективности цифровой трансформации будет не само значение индекса, а величина изменений от года к году. Таким образом, на мой взгляд, такие замеры нужны. Другое дело, что акценты и приоритеты в реализации мероприятий должны делать сами города. Перефразируя Толстого: все счастливые города счастливы одинаково, несчастливые несчастливы по-своему. У каждого города своя боль.

Еще недавно данные называли новой нефтью. Сейчас, учитывая стоимость нефти, вряд ли уместно такое сравнение. Что для вас Big Data?

- Уже появился расхожий термин: ДАТАизм. И его проповедников все больше. Но я бы не стал сравнивать большие данные с нефтью. На мой взгляд, они уже дороже. Для меня принципиально важно попытаться построить систему управления муниципалитетом на основе объективно полученной информации с предиктивным подходом. Именно это содержание мы закладываем в основу концепции Челябинска как города инноваций.

Сбор, обработка, хранение данных – задача чуть ли не номер один для крупных компаний. Однако они признаются: главное не набрать побольше данных, а то, как их структурировать, выбрать из общего массива данных нужную информацию. Какого эффекта в масштабах городской экономики вы хотите добиться с помощью аналитики данных?

- Цифровизация обеспечивает фундаментальные преобразования во всех сферах жизни и деятельности человека. Кардинально меняются рынок труда, здравоохранение, образование, пространственное развитие и сам подход к управлению. Что касается эффектов: Первый - экономия и увеличение поступлений в бюджет. В сфере ЖКХ – создание единого баланса по городу приведет как минимум к 20% снижения издержек. Интеллектуальные транспортные системы оптимизируют движение общественного транспорта. Предиктивный цифровой двойник города в сфере торговли и услуг позволит точно спрогнозировать поступление налогов – и в этой отрасли мы ожидаем двукратное увеличение. Второй - Доверие к власти. Применение аналитики к реакции людей в тех же сетях позволит быстрее исправлять ситуацию. Мы в принципе идем по пути создания клиентоориентированной городской администрации. Мы развиваем принципы "гибкого управления", предполагающие постоянное использование механизмов обратной связи на протяжении всего срока реализации мероприятий и программ.

В Челябинске ведется работа по созданию цифрового двойника города. У вас большие планы на развитие многофункциональности регионального геопортала, как и за счет чего вы планируете его развивать?

- Сейчас Цифровой двойник создается на базе геопортала Челябинской области. Геопортал представляет собой информационную систему, в состав которой входят общегеографические топографические карты открытого использования, сведения о промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектах, дорожной сети, растительном покрове и грунтах, границах муниципальных образований Челябинской области. В настоящее время создан отдельный раздел "город Челябинск" на Геопортале, в котором разработаны карты "Зоны ответственности и прилегающие территории" и "Нестационарные торговые объекты города Челябинска".

Чаще всего ответственные за цифровизацию в регионах концентрируются на публичных сервисах. При этом забытыми остаются развитие рынка инноваций и цифровизация отраслей: логистики, здравоохранения, ритейла, сферы услуг, промышленности и т.д. На каком из этих направлений нужно фокусироваться по вашему мнению?

- Медицина и ритейл точно на старте огромных цифровых перемен. Телемедицина будет плотнее входить в нашу жизнь. Онлайн покупки и онлайн походы в рестораны тоже становятся обыденностью. Мы идем в фарватере этих изменений, в частности реализуем практический кейс в городской больнице №1 по онлайн консультациям.

В Челябинске идет процесс перехода от АИС МФЦ (информационная система автоматизации деятельности многофункциональных центров) к АИС СИЭР (автоматизированная информационная система исполнения электронных регламентов). Что это за проект, кто инициатор, какие принципиальные отличия новой системы?

- АИС СИЭР предназначена для автоматизации основных административно-управленческих процессов предоставления государственных и муниципальных услуг, а также оперативного доступа всех участников процесса предоставления государственных и муниципальных услуг к соответствующей информации. Инициатором проекта является ОГКУ "МФЦ ЧО", куратором и координатором проекта является Министерство информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области. Принципиальное отличие – работа с комплексными запросами, предоставление двух и более государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах при однократном обращении заявителя. Комплексный запрос – это возможность получить две или более государственные и муниципальные услуги заявителю при однократном обращении в МФЦ при подаче заявителем одного запроса. Так что мы просто становимся удобней.

Какие технологии сейчас используются для экологического мониторинга и контроля, как это уже помогло улучшить ситуацию в городе?

- Первое, о чем следует помнить, освещая этот вопрос - мониторинг экологической ситуации ведется по разным параметрам — воды, воздуха, почвы, вывоза ТКО. К функциям Управлений экологии и природопользования Администраций городов сейчас отнесены организация контейнерного сбора. После "мусорного коллапса" в городе летом 2018 года в городе появилась цифровая модель обращения с ТКО: картографическая система, на которой отображена ситуация с контейнерным сбором - площадки размещения контейнеров, их количество на площадке, расчет нормы в соответствии с численностью МКД. Несколько цифровых сервисов создал бизнес и предоставил в бесплатный доступ жителям. В активной стадии реализации пилот по контролю качества атмосферного воздуха, будем следить за его результатами, также проводятся мероприятия по охране почвы вблизи промзон.

Проводите ли вы оценку экономической, ресурсной эффективности по внедряемым проектам?

- Для заказчика бюджетной сферы это едва ли не основное условие для принятия решения о старте проекта и важный критерий успешности проекта. Нам не всегда доступна оценка экономической эффективности проектов, в том числе инвестиционных, внедряемых за счет средств и в интересах бизнеса. Но мы всегда стремится выйти на диалог с бизнесом для получения этих сведений. В качестве успешного кейса с положительным экономическим эффектом могу привести проект формирования цифрового двойника города. Нашей первоочередной задачей было на базе существующей геоинформационной подложки сформировать цифровой программный продукт, позволяющий нам решить задачи по мониторингу нестационарных торговых объектов. Уже сейчас я могу уверено сказать, что выгоды от внедрения продукта в несколько раз превзошли затраты на внедрение, а в долгосрочной перспективе проект многократно подтвердит свою эффективность. Или другой кейс — наши умные школы. Основной цифровой элемент в них - интеллектуально управляемые системы градиентного освещения. Проект реализован как инвестиционный и, как Вы понимаете, без представления инвестора о том, как он вернет инвестиции, просто не мог быть реализован. Совместно с инвестором мы успешно реализовали уже три очереди школ. И это реально кейс, не имеющий аналогов в федерации. Возврат инвестиций осуществляется за счет реального достижения экономии электроэнергии, которая по ряду объектов достигает 70%.