15.06.2020

Решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) об отклонении ходатайства "Яндекс.Такси" о приобретении активов ГК "Везет" было основано на анализе данных цифровых агрегаторов такси и таксопарков с собственными диспетчерскими, который ведомство провело в 2019–2020 годах с привлечением своих региональных управлений по всей России. Об этом РБК сообщил заместитель главы ведомства Анатолий Голомолзин.

"Это первичная информация, представленная хозяйствующими субъектами, обязанными представлять по запросу ФАС достоверную информацию", — заявил Голомолзин.

"Яндекс.Такси" договорился о покупке call-центров и программного обеспечения "Везет" еще в середине 2019 года. Компания также намеревалась в течение трех лет вложить около 8 млрд руб. в развитие сервисов такси в регионах России. Действующие акционеры "Везет" должны были получить до 3,6% акций "Яндекс.Такси" и до $71,5 млн при достижении ключевых показателей. Однако сделка затянулась, поскольку "Яндекс.Такси" несколько раз подавал и отзывал ходатайство о ней в ФАС, а 11 июня ведомство отклонило его. Как говорилось в сообщении ФАС, такая сделка усилила бы доминирующее положение компании как на всей территории России, так и в границах более половины регионов. По оценке ведомства, при совершении сделки совокупная доля "Яндекс.Такси" и ГК "Везет" на рынке агрегаторов такси в России составила бы 70%, при этом в 19 субъектах России это доля была бы свыше 80%, еще в 32 субъектах — свыше 50%.

Представитель "Везет", в свою очередь, указывал, что авторы десяти независимых аналитических исследований пришли к выводу, что совокупная доля объединенных компаний не должна превысить 50%. Он считал, что ФАС некорректно оценила рынок агрегаторов такси и сделала ошибочный вывод о доле.

Голомолзин в ответ на вопрос о выводах аналитических отчетов сообщил, что эти "исследования базируются не на первичной информации, а на разнообразных оценочных показателях". "Разброс количественных оценок данных исследований также свидетельствует об отсутствии единой методологии в основе расчета, что исключает возможность опираться на них при проведении анализа товарного рынка", — отметил замглавы ФАС. Он также указал, что в ходе рассмотрения сделки и проведения анализа в антимонопольную службу поступали жалобы и обращения от граждан, участников рынка и общественных организаций о том, что такая сделка "может привести к негативным последствиям для конкуренции на рынке".

В частности, жалобу на подобную сделку в сентябре прошлого года в ФАС направлял сервис заказа такси Gett. По словам гендиректора компании Максима Жаворонкова, компания оценивает эту сделку как "строго негативную" и "создающую непреодолимые барьеры для новых инвестиций в эту отрасль со стороны новых участников и сильное осложнение развития существующих".

Однако как минимум один из конкурентов "Яндекс.Такси" и "Везет" на рынке такси поддержал их объединение. Врио гендиректора "Ситимобила" Виталий Бедарев и гендиректор "Везет" Андрей Лукашевич в мае направили главе ФАС Игорю Артемьеву совместное письмо (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил источник, знакомый с деталями переписки), в котором указали, что "в настоящее время сделки по объединению сервисов заказа такси являются "спасательным кругом" для самих сервисов, водителей, населения и государства". "В результате развития пандемии коронавируса рынок сервиса заказа такси потерпел значительные изменения. Количество заказов такси сократилось более чем на 60%, сотни тысяч водителей по всей стране не обеспечены достаточным количеством заказов, чтобы обслуживать как минимум аренду и обслуживание автотранспорта", — говорится в письме. При этом слияние с другими участниками рынка позволит региональным диспетчерским получить техническую возможность обеспечить водителей новыми видами заказов (доставка продуктов из магазинов и пр.). Еще один участник рынка указал, что при оценке рынка не учитывались "заказы с руки", на которые в среднем по России приходится 15–25% в дополнение к официальным заказам, а в городах с населением до 30 тыс. жителей — до 70% от общего количества заказов такси.

Представитель "Ситимобила" отказался официально комментировать переписку с ФАС.

Представитель "Яндекс.Такси" отказался комментировать пояснения ФАС. Представитель "Везет" указал, что ранее центральный аппарат ФАС приводил оценку ежеквартального объема поездок в первом квартале 2019 года в 490 млн поездок, тогда как, по данным крупнейших аналитических агентств и инвестиционных банков, общий размер легального рынка оценивается от 589 млн до 982 млн заказов. По его словам, ФАС не учла первичные данные о значительном количестве заказов — более 13 тыс. — региональных диспетчерских служб заказа такси. "Существует и серый рынок, который необходимо добавить к оценкам экспертов, который занимает не менее 12% (по данным Аналитического центра при правительстве), а по оценке участников рынка, 15–25%", — отметил представитель "Везет". По его словам, компания "оставляет за собой право продолжить отстаивать нашу позицию, в том числе, в случае необходимости, в судебном порядке".

Новости из связанных рубрик