АНО "Цифровая экономика" представила Концепцию правового регулирования искусственного интеллекта и робототехники (ИИ и РТ). В документе нет юридических определений технологических терминов и ничего не сказано про права роботов. Авторы наметили план необходимых общеотраслевых законодательных норм для развития ИИ и РТ, однако его согласование в министерствах и правительстве займет не менее полугода.


© ComNews
28.04.2020

Согласно тексту концепции (есть в распоряжении ComNews), документ направлен на создание правовых основ, которые будут регулировать взаимоотношения общества, бизнеса и технологий ИИ и РТ. "Стимулирование прежде регулирования", - говорится в концепции. Целью развития ИИ и РТ в стране авторы провозглашают повышение благосостояния и качества жизни граждан. В рамках поддержки конкуренции в бизнесе концепция предусматривает, что доступ к накопленным данным, которые необходимы для разработки технологических систем, должен быть у всех, включая малые и средние предприятия, так же как и возможности применять экспериментальные правовые режимы.

"Развитие технологий ИИ и РТ должно основываться на базовых этических нормах и предусматривать: приоритет благополучия человека (цель обеспечения благополучия человека должна преобладать над иными целями разработки и применения систем ИИ и РТ); запрет на причинение вреда человеку по инициативе систем ИИ и РТ (по общему правилу следует ограничивать разработку, оборот и применение систем ИИ и РТ, способных по своей инициативе целенаправленно причинять вред человеку); подконтрольность человеку (в той мере, в которой это возможно с учетом требуемой степени автономности систем ИИ и РТ и иных обстоятельств); проектируемое соответствие закону, в том числе требованиям безопасности (применение систем ИИ не должно заведомо для разработчика приводить к нарушению правовых норм); недопущение противоправной манипуляции поведением человека", - отмечается в документе.

Большая часть документа - это перечень общеотраслевых правовых мер: создание регуляторных песочниц, страхование от последствий применения сложных алгоритмов, свободный обмен большими данными и т.д. Однако в концепции нет ничего ни про правосудебность роботов, ни про права электронных личностей, ни о наделении ИИ статусами граждан. Кроме того, ничего не сказано об ответственности применения таких технологий. Со слов одного из разработчиков концепции исполнительного директора ПАО "Сбербанк" по вопросам нормативного регулирования технологий ИИ и робототехники Андрея Незнамова, таких задач авторы перед собой не ставили. "Концепция - это не тот документ, где мы будем готовы какие-то решения предлагать. Наша цель была аккумулировать все, что есть. Посмотреть, что происходило в мире - взять лучшее. Посмотреть на ситуацию в России. Собрать это в один документ и предложить регулятору", - сказал во время презентации документа представитель Сбербанка.

Над терминологией ис­кусс­твен­но­го ин­теллек­та и робототех­ни­ки составители Концепции предложили поработать законодателям.

В тексте подробно обозначили проблемы внедрения ИИ и РТ, которые необходимо решить до 2024 г. Одно из основных препятствий для повсеместного применения технологий - отсутствие доверия со стороны общества. Авторы концепции предлагают повысить автономность ИИ и роботов, а ответственность за их использование предлагают рассматривать индивидуально в каждом конкретном случае.

В рамках страны, считают разработчики, нужно в ближайшее время определиться с требованиями по защите персональных данных и их использования для обучения систем ИИ; с определениями и границами регулирования технологий; с допустимостью взаимодействия ИИ и человека.

Как считает руководитель центра компетенций "Нормативное регулирование", председатель правления фонда "Сколково" Игорь Дроздов, безопасность ИИ и робототехники - это ключевой момент. Пока применение таких технологий не касается физической и информационной безопасности людей, вопрос о юридической ответственности не возникает. Человеку общество доверяет больше, чем сложным алгоритмам. Руководитель лаборатории машинного интеллекта "Яндекса" Александр Крайнов уверен, что беспилотный транспорт поедет по улицам раньше там, где будут введены соответствующие законы. "С проблемами с ИИ мы столкнулись, когда стали делать беспилотный автомобиль. Законодательство не готово к тому, чтобы такие машины ездили по городу. Технически это возможно", - сказал специалист.

На этой не­деле концепцию нап­ра­вят в Минэконом­разви­тия, а да­лее на сог­ла­сова­ние в ос­таль­ные ми­нис­терс­тва и в правительство РФ. По словам заместителя генерального директора АНО "Цифровая экономика" Дмитрия Тер-Степанова, процедура одобрения документа федеральными органами исполнительной власти может занять полгода.

Новости из связанных рубрик