Выручка мобильного оператора Tele2 по итогам прошлого года выросла на 14% - до 163,3 млрд руб. Чистая прибыль компании выросла на 145% до 6,6 млрд руб. Аналитики оценивают результаты компании как идеальные с точки зрения подготовки к продаже.

© ComNews
03.03.2020

Показатель EBITDA Tele2 составил 65,6 млрд руб. - увеличился на 50% в сравнении с аналогичным периодом 2018 г. Показатель рентабельности EBITDA достиг 40,2%, увеличившись на 9,6 п.п. по сравнению с 2018 г.

"В прошлом году Tele2 показала опережающие рынок темпы роста выручки и увеличила прибыль в 2,5 раза. Мы фокусировались на инновационных решениях и продолжали активно развивать сеть. Мы запустили сети в Ярославской и Ивановской областях. Наша абонентская база качественно меняется: число активных пользователей интернета в сети Tele2 выросло на рекордные 39%. В 2019 г. Tele2 лидировала по темпам строительства сети, вышла на второе место в отрасли по числу станций LTE и первой на рынке запустила пилотную сеть 5G", - говорит генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин.

Объем инвестиций в ИT-инфраструктуру и технологическое развитие сети составил 33,8 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2018 г. на 32,5%. Соотношение CAPEX к выручке составило 21%.

Коэффициент отношения долга к EBITDA сократился на 35% и достиг значения 1,8.

Абонентская база компании на 31 декабря 2019 г. составила 44,6 млн человек, увеличившись на 2,3 млн человек за год. Средний доход на одного абонента (ARPU) вырос на 8,3% и составил 305 руб. Годовой отток абонентов сократился на 2,6 п.п. и составил 34,8%. Количество активных пользователей мобильного интернета за год выросло на 39%.

Число абонентов MVNO на сети Tele2 составило 3,75 млн человек, увеличившись за год на 2 млн пользователей (не учитываются в абонентской базе компании).

Tele2 показала очень динамичную отчетность на стагнирующем рынке, отмечает аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов. "И это уже любопытно само по себе. Ключевые показатели вполне убедительные. Выручка растет органично, маржинальность бизнеса повышается, рост капитальных затрат намекает на дальнейшее расширение бизнеса. Tele2 продолжает наращивать собственную абонентскую базу за счет оттока клиентов других операторов "четверки", но при этом все более выраженную долю бизнеса составляют "виртуальные" абоненты (MVNO), и они, по всей видимости, будут главным драйвером роста Tele2 в ближайшие годы", - прогнозирует специалист.

Для оператора связи главный критерий успеха - рост базы абонентов. Как уверяет Валерий Емельянов, у Tele2 с этим все в порядке: плюс 4,3 млн новых клиентов (фактически это 10% прироста за год), из которых 2,3 млн - под собственным брендом и еще 2 млн под чужими - сама компания их не учитывает. Второй по важности критерий успеха - APRU. "305 руб. с каждого абонента - это очень хорошо на фоне других игроков рынка, у которых APRU не растет или даже снижается и составляет ненамного больше - от 308 до 335 руб. с абонента. Притом Tele2 позиционирует себя как бюджетный оператор, а зарабатывает также хорошо, как и другие игроки", - говорит аналитик.

По мнению Валерия Емельянова, поглощение "Ростелекомом" открывает Tele2 больше перспектив на российском рынке, чем компания имела в независимом статусе. Госкомпания имеет достаточный лоббистский ресурс, чтобы способствовать развитию оператора в регионах, в том числе в тех, куда в прежние годы Tele2 "не допускали". "Из возможных негативных последствий можно предположить, что как дочка компании с госучастием Tele2 со временем будет вынуждена направлять все большую часть свободного денежного потока на выплату дивидендов с целью пополнения бюджета, что может привести к снижению объем инвестирования", - предостерегает представитель "Фридом Финанса".

Оценивая результаты, аналитик "Финама" Леонид Делицын отметил, что показатели сотового оператора выросли идеально с точки зрения подготовки компании к продаже. "Выручка на 14%, EBITDA - на 50%, а чистая прибыль - на 144%, при заметном увеличении CAPEX. Однако поскольку само поглощение Tele2 госоператором уже состоялось, теперь приоритеты будут другими, и весьма вероятно, что через год изменится как вектор развития компании, так и соотношение показателей", - предположил эксперт.

Чистая прибыль объемом 6,6 млрд руб. будет благосклонно воспринята игроками фондового рынка, но основной акционер будет сравнивать абонентскую базу и абсолютную выручку с показателями конкурентов. И делать вывод о том, что при существующих темпах прироста органически разрыв не будет преодолен даже в течение десятилетия, прогнозирует Леонид Делицын. "Основной акционер не может перевести сотового оператора в статус дойной коровы, чтобы извлекать прибыль, поскольку у него есть более важные задачи. Показатель оттока абонентов в 34,8% означает, что каждый третий абонент все время оптимизирует тарифы, или, иными словами, раз в три года абонента надо привлекать заново", - сказал представитель "Финама".

Отсюда, по его словам, вытекают значительные и постоянные расходы на маркетинг. Революционных новых услуг, которые способны завоевать лояльность абонентов, у операторов нет. "А существующие идеи, такие как 5G, отодвигаются в будущее. Плюс отсутствие как необходимых ресурсов для строительства сетей 5G, так и приемлемого решения по необходимым частотам. В совокупности эти факторы позволяют ожидать значительных изменений на рынке, включая и новые крупные поглощения", - подытожил Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик