Наталья
Коваленко


партнер и руководитель телекоммуникационной группы "Пепеляев Групп"
02.03.2020

В конце января 2020 года в Государственную думу РФ был внесен законопроект, предоставляющий операторам связи возможность заключить договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с абонентом через Интернет с применением информационных технологий, предназначенных для обработки биометрических персональных данных.

Эта инициатива решает вопрос, связанный с предоставлением согласия физического лица на обработку его персональных данных. Согласно предложению авторов законопроекта, такое согласие не требуется. Соответствующие изменения предложены как в закон "О связи", так и в закон "О персональных данных".

Таким образом, если законопроект будет принят, то оператор мобильной связи и абонент смогут абсолютно легально заключить договор без необходимости посещения абонентом офиса оператора связи и даже без применения усиленной квалифицированной цифровой подписи. В будущем абоненту достаточно будет воспользоваться приложением на смартфоне или ином устройстве, которое автоматически идентифицирует личность, обработав изображение лица и страницы паспорта в режиме реального времени. Активация SIM-карты (как подтверждение факта заключения договора) произойдет только после идентификации физического лица.

Следует обратить особое внимание на то, что формулировка проектируемой нормы закрепляет возможность заключения договора на оказание услуг связи с использованием биометрических персональных данных только для мобильных операторов. "Неподвижная связь" в норме не упоминается.

С точки зрения гражданского законодательства, предлагаемые нововведения соответствуют требованиям о соблюдении письменной формы договора об оказании услуг связи (статьи 160, 434, 779 Гражданского кодекса РФ, правила оказания услуг связи). Письменная форма сделки также считается соблюденной в случае ее совершения при помощи электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки. При этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно идентифицировать лицо, выразившее волю заключить сделку. Использование технологий, предназначенных для обработки биометрических персональных данных, позволяет выполнить указанное требование. По сути, это тот самый пример, когда закон направлен на урегулирование отношений, которые уже давно "созрели", но не могли быть реализованы в силу правовых ограничений.

Закон "О связи" допускает заключение договора об оказании услуг связи лицом, действующим от имени оператора связи. Одновременно с этим устанавливается закрытый перечень способов, которыми оператор обязан проверить достоверность сведений об абоненте или пользователе услугами связи. В качестве дополнительных способов предусмотрены: проверка через Интернет по биометрическим данным и проверка по информации от коммерческих банков при оплате счета за услуги связи в безналичной форме с банковского счета абонента.

Аспекты банковско-операторского взаимодействия уже давно стали предметом правового регулирования – ​по крайней мере, попытки ввести их в правовое поле предпринимаются все чаще. Первые вопросы, которые законодатель успешно урегулировал в этой области, были связаны с мобильной коммерцией. Чуть менее года назад Госдума приняла в первом чтении вызвавший массу обсуждений законопроект о создании в России единой системы сведений об абонентах для банков и других финансовых организаций. Источником данных об абонентах и пользователях для единой системы как раз должны были стать операторы сотовой связи. И для указанной системы предусматривался целый перечень требований, которым она должна была соответствовать. Однако важным нерешенным вопросом остался источник финансирования. Время, предоставленное для внесения поправок к законопроекту, давно прошло, а второе чтение так и не назначено. Однако не исключено, что законодатель еще вернется к этому законопроекту. Таким образом, тема удаленной идентификации, хотя и для других целей, уже поднималась на уровне законопроекта.

В рассматриваемом законопроекте, наоборот, предлагается источником сведений об абоненте для подтверждения его идентификации сделать коммерческие банки и иные лицензированные финансовые организации, в которых у абонентов открыты расчетные счета.

Законопроект направлен в профильный комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи для оценки и формирования экспертного заключения.