Цифровой манифест Минкомсвязи
Основные ориентиры работы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ задал его новый руководитель Максут Шадаев на вчерашнем расширенном заседании Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Основной тематикой мероприятия стала тема доступности цифровых услуг для граждан.
Акцент в своем выступлении министр сделал на максимальном упрощении получения различных услуг. В качестве цели он озвучил следующее: к 2024 г. 70% госуслуг должны быть в цифровой форме. "Наша главная задача - это качество жизни, это удобный формат взаимодействия граждан с государством, это изменение процессов внутри самих органов власти", - сформулировал задачу он.
Глава Минкомсвязи подчеркнул, что важно устранить при принятии решений ту субъективность, которая существует в общении граждан с чиновниками. "В этом смысле мы провозглашаем лозунг - "чиновник-робот". Цифровизация должна привести к тому, что мы на уровне госаппарата должны существенно сократить трудозатраты и направить чиновников на работу, которая требует интеллектуальных ресурсов, а не обработки тех комплектов документов, которые приходят на получение услуг. Во все ведомственные системы, которые обеспечивают оказание услуг, должны быть встроены достаточно жесткие цифровые алгоритмы, которые исключают субъективность чиновника. Это некие чек-листы, часть из которых будет исполняться автоматически, а на часть будут ставить "галочки" чиновники. В перспективе многие услуги мы можем сделать "чиновниконезависимыми". Это должно стать "цифровой фабрикой оказания услуг", - поделился планами он.
Максут Шадаев заявил, что для удобства предоставления государственных сервисов будет правильно перейти от последовательного заполнения ряда электронных форм к одному большому заявлению, которое позволит запустить оказание сразу комплекса государственных и муниципальных услуг в конкретной жизненной ситуации. В качестве примера он привел ситуацию с рождением ребенка. По его мнению, необходимо сделать так, чтобы молодые родители могли подать все необходимые документы в электронном виде без посещения госорганов, а также оформлять все, в том числе материнский капитал, сразу одним пакетом без необходимости собирать большое количество справок.
Как отметил министр, если ставить задачу полного исключения посещения ведомств, то необходимо обеспечить и юридическую значимость того пакета документов, который сдает гражданин. "Сейчас единственный способ решить эту задачу - использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Это очень серьезный барьер. Эта услуга платная", - напомнил он. Для этого, по словам Максута Шадаева, предлагается установить юридическую значимость цифровой идентификации.
"Биометрическая идентификация позволяет эти вопросы решить, тем более у нас есть хороший прецедент - в финансовой отрасли у нас запущен большой проект по единой биометрической системе, когда фактически я могу сейчас получать финансовые услуги за счет использования системы биометрической идентификации онлайн без необходимости использовать усиленную квалифицированную электронную подпись", - заявил Максут Шадаев.
Тем не менее важно подчеркнуть, что задача по исключению необходимости очного обращения в органы власти не будет решена, если в результате оказания услуги сохранится бумажный документ как единственно возможный. "Если весь процесс происходит в электронном виде, а потом я должен прийти за бумажным документом - это рушит всю концепцию. С другой стороны, если человек хочет получить бумажный документ, ему нужно гарантировать, что при обращении в МФЦ ему из реестра этот документ распечатают", - подчеркнул он.
Еще одним важным пунктом в речи министра стала инициатива по организации принципа "одного окна" в вопросе подачи и обработки жалоб граждан. "Существует серьезная проблема, что гражданин не знает, куда писать жалобу. Ему достаточно сложно разобраться в распределении полномочий между уровнями власти. Поэтому мы считаем, что нужно создать одно окно для жалоб граждан. Затем реализовать механизм интеллектуальной автоматической маршрутизации в то ведомство, тому исполнителю, который отвечает за указанный вопрос", - предложил министр.
При этом гражданин должен иметь возможность не только "жаловаться", но и определять, как следует распоряжаться средствами, выделенными на развитие инфраструктуры, на региональном и местном уровнях. "Если мы дадим возможность жителям распределять хотя бы часть бюджета онлайн-голосованием, то те объекты, которые соберут большее количество голосов, будут отремонтированы в первую очередь. Власть должна подстраиваться под массовые ожидания жителей", - уверен Максут Шадаев.
До сих пор стоит проблема с управлением многоквартирными домами, продолжил тему глава Министерства. "Сейчас общественные слушания проводятся в офлайн-режиме, тогда как есть масса граждан, которые не могут явиться на обсуждение лично. Нам кажется важным дать гражданам возможность вносить свои предложения виртуально, - заявил он. - Мы должны обязать управляющие компании реагировать на обращения граждан. Сейчас самое большое количество жалоб - до 30-40% - касаются недостатков работы УК. Мы сами поставили ситуацию с ног на голову. Часто люди вместо того, чтобы жаловаться в управляющую компанию, сразу пишут письмо губернатору или президенту".
Еще одна важная тема, которую затронул министр, это отсутствие доступа к данным. "Если я хочу в одном месте посмотреть все то, что есть в ведомственных базах обо мне, моем имуществе, то это достаточно сложная и затруднительная процедура. Я должен писать заявление, получать выписку и т.д., - обозначил проблему он. - Человек должен иметь право получения доступа к тем данным, которые есть по нему в государственных информационных системах. При этом он также должен видеть все принятые в отношении него решения, связанные с государственными услугами и сервисами, замечать ошибки в заполнении анкет и оперативно обращаться за исправлениями".
Сюда же относится и возможность распоряжаться персональной информацией, продолжил Максут Шадаев. "Например, если я хочу открыть счет, то я должен предоставить большое количество государственных данных при заполнении заявлений, но я хочу сделать это единоразово. Я должен иметь механизм управления такими согласиями - например, возможностью отозвать согласие - или не допустить третье лицо работать с моими данными", - привел пример он.
При этом глава Минкомсвязи развеял заблуждение о том, что "все данные обо всех сложат в одно место и возникнет большая уязвимая точка". "Механизм решения этой задачи не предусматривает консолидацию данных. Предполагается, что у каждого ведомства, являющегося оператором соответствующей информационной системы, возникает онлайн-витрина, которая отдает эти данные в момент обращения пользователя через ЕСИА. При этом данные остаются в ведомстве, и угрозы утечки не возникает. Они не покидают пределы того ведомства, которое имеет право их обрабатывать", - поясняет он.
По словам министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, инфраструктура электронного правительства существует в России уже 10 лет. В настоящий момент в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) зарегистрировано 70 млн человек.