Антон
Думин

начальник департамента информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций "Газпром нефти"
15.01.2020

Летом 2019 года начальником департамента информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций "Газпром нефти" был назначен Антон Думин. За время его работы в IT-функции произошел ряд знаковых изменений, и "Сибирская нефть" поговорила с ним о происходящей трансформации, а также о том, как IT меняет роль партнера бизнеса и почему в компании в будущем не будет специалистов технической поддержки

Давайте начнем с главного: как и зачем меняется IT-функция?

Изменения - это часть культурного кода IT. Без постоянных изменений невозможно создание чего-то нового, а для нашей функции инновации - это смысл жизни. Кроме того, сейчас запрос на изменения особенно высок: компания "Газпром нефть" трансформируется и для IT в этих процессах отводится важная роль. Мы должны быть к ней готовы и поэтому серьезно пересмотрели многие аспекты нашей работы, ранее казавшиеся незыблемыми.

Насколько сложно даются эти изменения?

Как правило, на начальном этапе большую сложность представляет процесс выравнивания ожиданий и определения образа конечного результата. Далеко не всегда участники трансформации готовы, во-первых, услышать друг друга, а во-вторых - найти компромисс. Ну и, конечно, многие просто не готовы начать меняться. Тем не менее это не означает, что изменения невозможны, — дорогу осилит идущий. И поэтому я настраиваю себя и нашу команду на то, что трансформироваться - это просто. Уверен, что мы с этой задачей справимся.

При этом важно понимать, что трансформация - непрерывный процесс. Вы вступаете на этот путь, доходите до поставленной цели, но это не конец маршрута. Как только вы понимаете, что цель достигнута, формулируете новую и идете дальше. И сейчас для нас самое важное - начать идти, чтобы уже не останавливаться.

А возможна ли трансформация в компании на каком-то отдельном участке, например в одной функции?

Думаю, что стоит разделить понятия оптимизации и трансформации. В нашей компании под трансформацией понимается создание новых моделей, способов осуществления бизнеса. Это очень системный процесс со многими взаимоcвязанными компонентами. В нем нет изолированных мест тишины, которых не коснется изменение. Трансформация - это управляемый водоворот, который последовательно и целенаправленно затрагивает всех.

А вот оптимизация, то есть улучшения собственной функции, может быть локальной. Но локальные улучшения не являются трансформацией в широком смысле, так как не всегда имеют радикальное влияние на весь бизнес. Заметьте, что оптимизация не противопоставляется трансформации, они с легкостью могут существовать рядом.

Какова роль IT-функции в цифровой трансформации "Газпром нефти"?

Функция информационных технологий "Газпром нефти" одновременно и имеет программы локальных улучшений, и является активным участником трансформации всего бизнеса.

Так, в 2019 году департамент ИТАТ определил ключевые приоритеты развития IT-функции, среди которых формирование опережающей инфраструктуры, доступной в любой момент времени; внедрение концепции невидимого IT-сервиса - повышение интуитивности всех сервисных процессов. Кроме того, в число наших целей входит предиктивное управление IT-активами и мощностями. Задачи - знать заранее, где в компании возникнет потребность и как ее удовлетворить, а также создание единого центра правды, способного ответить на вопросы об экономической и организационной эффективности в IT.

Все перечисленные приоритеты ориентированы в первую очередь на обеспечение непрерывности бизнеса в трансформационной среде. Мы не можем позволить себе потерять набранный темп или не в полной мере реализовать потенциал существующих внедрений лишь потому, что находимся в состоянии изменений и адаптации к новому.

Наша роль в цифровой трансформации бизнеса заключается в создании опор через надежный программный базис, опережающую инфраструктуру, быстрое внедрение цифровых продуктов в IT-ландшафт компании, разработку гибких и эффективных подходов к развитию цифровых и информационных инструментов на всех стадиях жизненного цикла.

Все сказанное имеет отношение к технологической составляющей трансформации. А что можно сказать об организационной?

С этой точки зрения трансформация функции информационных технологий имеет несколько фундаментальных тенденций.

Первая - смена парадигмы восприятия того, чем мы управляем. Раньше мы управляли преимущественно технологическими платформами и проектами. В чем была слабая сторона такого подхода? Проект начинался и заканчивался, мы достигали поставленной цели, но дальнейшее эволюционное развитие решения не было гарантировано и зависело от множества факторов, иногда сложно прогнозируемых. Далеко не всегда получалось сохранить преемственность и наследственность решений по той или иной информационной системе. Кроме того, из-за множества проектов, реализуемых разными командами, часто возникало дублирование функциональности между решениями, внедренными в наш IT-ландшафт. Поэтому IT-функция пришла к принципиально новой идее - необходимости применения продуктового подхода в информационных технологиях.

Ключевое преимущество в переходе на продуктовый подход заключается в увеличении ответственности за результат и формировании команд, которые вовлечены в развитие и сопровождение того или иного продукта. На сегодня в результате глубокого анализа процессов и направлений нашей деятельности мы получили около 120 технологических продуктов. При этом каждый продукт - это не отдельная IT-система, а комплексный результат, который ценен и востребован бизнесом.

Мы еще находимся на стадии формирования каталога и обсуждения с другими участниками. Тем не менее уже в следующем году у нас будет полная картина по всем нашим продуктам, командам и лидерам, которые отвечают за их текущее состояние и развитие. Я считаю, что это даст IT-функции серьезный импульс для повышения эффективности управления существующим IT-ландшафтом и создания новых решений.

Какие еще тенденции вы отмечаете?

Многие наверняка видят, что интересные идеи очень быстро проживают свой жизненный цикл. Особенно ярко это можно наблюдать в сфере IT-технологий. У бизнеса есть запрос на ускоряющееся развитие и применение новых подходов. Все это говорит нам о том, что мы вступили в период гораздо более высоких ожиданий по эффективности деятельности. Во многом это связано с тем, что уже достигнутые компанией результаты формируют четкое понимание: мы можем раскрыть наш потенциал еще больше. Это создает основной вызов, который стоит перед цифровым и информационным сообществом нашей компании, - внедрять инновации, формировать новый бизнес, обеспечивая бесперебойную работу изо дня в день.

На данный момент в IT сосредоточены многие вопросы, связанные с формированием более гибких ландшафтов для быстрого внедрения цифровых продуктов и переходом на быстродействующие информационные ресурсы и платформы. Реализация этих и многих других задач, направленных на ускорение цифровой трансформации в нашей компании, строится на принципиальной концепции, которая существует достаточно давно, но, на мой взгляд, требует переосмысления и перезапуска - это концепция партнерства.

В чем она заключается?

Партнер в IT многими воспринимается как единое окно по всем вопросам, связанным с информационными технологиями. Это понятное и востребованное определение. Тем не менее сегодня наш уровень развития меняет представления о партнерстве.

Департамент информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций (ДИТАТ) определяет для себя две принципиальные партнерские роли IT. Первая — это партнер-реализатор. В 2019 году в "Газпром нефти" принята стратегия цифровой трансформации: вектор задан, IT видит основную ценность в последовательном и оперативном внедрении изменений в существующий IT-ландшафт. Ожидания от реализации изменений в компании всегда диктует бизнес, они имеют конкретные цифровые значения, и ответственность ДИТАТ здесь заключается в непрерывной и качественной поставке соответствующих результатов.

Вторая роль - это партнер-интегратор. Сегодня компании присущи характерные особенности, напрямую влияющие на IT. Какие это особенности? Пересматриваемые модели взаимодействия стимулируют возникновение новых продуктов и процессов, их взаимную интеграцию, изменение их владельцев, а также множество других трансформационных явлений. Увеличивается динамика процессов, они меняются, адаптируются к новым целям и задачам. Развиваются экосистемы каждого отдельного продукта внутри "Газпром нефти", увеличивается число внутренних и внешних партнерств, и, следовательно, критически важным становится своевременное отражение различных потребностей в IT-изменениях, их оркестрация. Возрастают ожидания к промежуточным результатам как по качеству, так и по скорости поставки.

Интеграционная составляющая партнерства в том, чтобы выявлять связи между продуктами, процессами, задачами и решениями; в том, чтобы разбираться в сути поставленных задач; в том, чтобы искать синергетические возможности на стыке процессов различных владельцев и предлагать взаимовыгодные IT-решения. Она про более широкий взгляд IT-функции на происходящие в компании события.

С кем IT-функция взаимодействует, для того чтобы успешно достичь поставленных целей?

В первую очередь это, конечно, бизнес и наши коллеги из дирекции цифровой трансформации. Здесь мы видим огромный потенциал для развития и совместного решения задач. Например, при продуктивном взаимодействии с ДЦТ мы не так давно внедрили корпоративное облако апробаций, которое позволит ускорить процесс тестирования изменений в IT-ландшафте. Также мы реализуем комплексные программы по увеличению производительности и катастрофоустойчивости наших информационных систем класса ERP, чтобы обеспечить надежность и скорость внедрения изменений, или развиваем мобильную платформу, чтобы сделать доступной и легкой разработку собственных, безопасных мобильных приложений.

Какими вы видите будущих участников команды информационных технологий "Газпром нефти"?

Когда речь заходит об информационных технологиях в нефтяном бизнесе, то нужно четко понимать, что за специалистов мы будем конкурировать с другими отраслевыми и технологическими компаниями.

В то же время мы не готовы снижать наши ожидания от кандидатов, и эти ожидания меняются. Если вчера речь шла только о разработчике или аналитике, то сегодня мы нуждаемся в людях, которые, обладая базовыми техническими знаниями (hard skills), имеют высокую когнитивную гибкость. Под ней я понимаю в первую очередь восприимчивость или даже стремление к изменениям.

Также я вижу необходимость в развитии понятия "гибкая роль". Находясь в команде, благодаря набору нужных технических компетенций IT-специалист в новом времени сможет осуществлять ролевую миграцию. В каком-то случае он становится продавцом и объясняет бизнесу преимущество решения или отдельной его компоненты. В другой момент времени может стать аналитиком и глубоко погрузиться в предметную область. А чтобы управлять командой, он способен выполнять роль скрам-мастера, грамотно направляя ее к целевому результату.

Такую парадигму мы будем применять не только к новым сотрудникам, но и к уже работающим в компании специалистам, последовательно вырабатывая программы их развития. Функция информационных технологий в 2019 году уже инициировала ряд активностей совместно с Корпоративным университетом, чтобы - как первый шаг - донести до молодых специалистов наше видение будущего участника большой команды IT и услышать их ожидания от "Газпром нефти" как будущего работодателя.

В более же длительной перспективе мы видим полный уход от понятия "специалист технической поддержки" или "бизнес-аналитик". Каждый сотрудник, имея палитру компетенций и навыков, сможет привнести в информационные технологии то, что нужно в конкретный момент времени и в конкретном случае. И тогда наш специалист на вопрос "Где вы работаете?" вместо ответа "В технической поддержке" будет отвечать: "В команде продукта".

Когда речь заходит об информационных технологиях в нефтяном бизнесе, то нужно четко понимать, что за специалистов мы будем конкурировать с другими отраслевыми и технологическими компаниями

Какие планы у IT-функции на 2020 год?

2020 год для IT-функции "Газпром нефти" ознаменуется многими важными для компании активностями: реализация технологической программы по переходу на высокопроизводительное оборудование, способное обеспечить все потребности бизнеса; создание партнерств, результатом которых будет появление санкционно независимого программного обеспечения; реализация сервисной программы по созданию интуитивных сервисов; создание единого портала "ГПН-услуги"; переход на продуктовый подход в IT, который обеспечит и реализаторский, и интеграционный потенциал партнерства, и многое другое.