Цифровую грамотность перевели в онлайн
Для работы над проектом 11 компаний вчера подписали меморандум о создании консорциума для совместного развития инициативы и наполнения образовательными решениями.
Оператором проекта будет Университет 20.35. Он будет координировать деятельность участников на всех этапах создания и развития проекта. Разработкой IT-решений и техподдержкой сервиса займется "МегаФон". Наполнять ресурс контентом возьмутся РОЦИТ, "Ростелеком", РЖД и "ЭР-Телеком". Миссия по популяризации сервиса возложена на "Почту России", НАФИ, "Ростелеком" и "ЭР-Телеком". Остальные участники консорциума будут так или иначе также принимать участие во всех направлениях деятельности по этому проекту. При этом консорциум открыт для всех - желающие могут присоединиться к нему в любой момент.
Как сообщил координатор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики национальной программы "Цифровая экономика РФ" Олег Подольский, отвечая на вопрос ComNews, вопрос финансирования проекта и его объема пока находится в процессе обсуждения. По его словам, изначально предполагалось госфинансирование на ресурс, но после того, как Центр увидел живой интерес со стороны крупных компаний, участники консорциума решили взять все расходы на себя.
Новый сервис позволит жителям страны приобрести необходимые в повседневной жизни навыки, узнать о современных возможностях и угрозах цифровой среды, научиться соблюдать цифровую гигиену и обезопасить личные данные. Разрабатываемая платформа предоставляет пользователям структурированную информацию в формате микрообучения и гарантирует экспертизу в вопросах цифровой грамотности со стороны компаний-разработчиков.
Пока весь контент на ресурсе бесплатен для граждан. Однако Олег Подольский не исключил, что в дальнейшем платформа может быть монетизирована за счет того, что на нее будут добавлены тематические разделы. К таким он отнес, например, обучение сквозным технологиям или получение углубленных знаний в области финтеха.
"Страница "цифроваяграмотность.рф" - это первый шаг на пути к созданию общедоступных решений для жителей страны. Мы начали глобальную работу с теми компаниями, которые наиболее остро осознают нехватку кадров с необходимыми компетенциями - ключевыми для решения бытовых и профессиональных задач, связанных с использованием цифровых технологий, - объяснил необходимость проекта Олег Подольский. - Цифровая грамотность - это грамотность XXI века, язык, на котором говорят все - и люди, и машины. Компании, которые входят в эту эпоху, должны заботиться не только о качестве выпускаемой продукции, но и о том, что их потребители будут готовы к ней, применять технологии и пользоваться различными цифровыми решениями. Наша задача - выстроить взаимодействие между гражданами и производителями сервисов, сделать их максимально доступными для каждого".
На первой сборке сервиса, которая была сделана на платформе РОЦИТ, проект содержит обучающие видео и статьи для развития базовых цифровых навыков как начинающих, так и продвинутых цифровых потребителей. Со следующего года участники консорциума наполнят его онлайн-уроками, тестами и такими вспомогательными сервисами, как траектории развития, тесты на самооценку грамотности и прочее.
"Ростелеком" предоставил онлайн-сервису видеокурсы по самым важным, на взгляд компании, цифровым компетенциям: большие данные, кибербезопасность, навыки программирования. "Чтобы максимум граждан могли воспользоваться возможностями цифровой экономики, важно постоянно повышать общий уровень цифровой грамотности людей, - отметил директор департамента HRM-технологий и аналитики "Ростелекома" Никита Черкасенко. - Для нас работа по повышению цифровой грамотности, с одной стороны, важна для работодателя - она поможет профориентации, появлению новых профессионалов, призванных развивать цифровые технологии и сервисы в компании. С другой стороны, будет расти профессионализм потребителей цифровых сервисов, то есть наших клиентов, в понимании услуг дата-центров и облачных решений, информационной безопасности, больших данных и аналитики, биометрии, квантовых коммуникаций и многого другого".
В "Почте России" назвали умение быстро приспособиться и составить достойную конкуренцию решающим в борьбе за выживание в ближайшие 10 лет. "Если мы берем работников интеллектуального труда, то еще вчера каждый должен был уметь пользоваться компьютером. Сегодня умения пользоваться компьютером недостаточно, необходимо разбираться в конкретных программных решениях, понимать, как они взаимодействуют друг с другом и настраивать их совместную работу. Постоянное наращивание цифровых компетенций и умений работников станет ключевым преимуществом в эпоху цифровой экономики. Поэтому важно дать людям сервис, который станет надежным виртуальным проводником в мире современных технологий, отметил руководитель отдела по стратегии "Почты России" Олег Малышев. - В качестве решения мы видим цифровую образовательную платформу для каждого. Формат обучения на протяжении всей жизни позволит людям оставаться в хорошей "цифровой форме", а также откроет новые возможности и карьерные перспективы в быстро меняющемся мире".
Развитие цифровой грамотности населения - одна из ключевых задач федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ". "Уже в следующем году обучение по таким программам пройдут 2 млн человек, а до конца 2024 г. это число вырастет до 10 млн, - отметил директор по направлению "Цифровые технологии" организации "Цифровая экономика" Андрей Сельский. - Актуальность этой задачи сегодня поддержана не только государством, но и бизнесом: у многих компаний уже есть открытые программы развития цифровой грамотности - современные, дружественные для пользователей, регулярно обновляемые. Собрав существующие наработки на общем ресурсе, мы получим больший эффект, чем если бы создавали очередной курс цифровой грамотности с нуля".