"Ростех" отправили на пересдачу
Остальные пять из семи дорожных карт по сквозным цифровым технологиям успешно прошли стресс-тесты. Об этом сообщил вице-премьер Максим Акимов (на фото) на пресс-брифинге по итогам форума "Глобальное технологическое лидерство" в Сочи.
"Мы завершили работу по детальному аналитическому "препарированию", то есть мы разобрали и пересобрали, посвятив несколько часов каждой ДК по семи нашим ключевым цифровым технологиям. Сухой итог такой: пять против двух. Пять направлений получили не только принципиальное одобрение, но и все базовые решения, заложенные в ДК, были согласованы (речь идет об "Искусственном интеллекте", "Квантовых коммуникациях", "Квантовых вычислениях", "Новых поколениях узкополосной беспроводной связи для "Интернета вещей" и связи ближнего и среднего радиусов действия" и "Беспроводной связи нового поколения" (5G) - прим. ComNews). Две ДК мы отправили на довольно глубокую переработку. Там была сделана большая интеллектуальная работа. Тем не менее организационные механизмы и степень проработки по мерам поддержки мы сочли недостаточными. Это "Квантовые сенсоры и метрология" и "Технологии распределенного реестра" (ответственен "Ростех" - прим. ComNews), - озвучил журналистам результаты стресс-тестов Максим Акимов.
Директор по особым поручениям "Ростеха" Василий Бровко признал, что ко всем картам были замечания и комментарии ("Ростех", помимо указанных выше дорожных карт, отвечает за разработку еще двух - "Новые поколения узкополосной беспроводной связи для "Интернета вещей" и связи ближнего и среднего радиусов действия" и "Беспроводная связь нового поколения" вместе с ПАО "Ростелеком" - прим. ComNews). "Мы будем их дорабатывать в части дизайна модели управления, имплементации в сервисы и продукты. Некоторые карты нужно упростить, облегчить и сделать более сфокусированными на конкретных проектах, которые будут реализовываться", - сказал он. В то же время Максим Акимов похвалил "Ростех" за разработку ДК по интернету вещей и назвал ее сильной.
Над двумя из пяти одобренных дорожных карт правительство РФ попросило разработчиков дополнительно поработать. Рекомендации касаются "Искусственного интеллекта" и "Беспроводной связи нового поколения". Как пояснил вице-премьер, это связано с тем, что в картах добавился большой блок по поддержке разработки бизнес-решений, приложений и сервисов. Тем не менее правительство положительно оценило работу над указанными ДК.
Подводя итог, вице-премьер признал, что все карты имеют недостатки и в ближайшую неделю правительство РФ вместе с ответственными за их разработку организациями собирается их "причесать". Он также добавил, что в ближайший год работа будет строиться вокруг расширения "воронки предложений". Просто "вываливать" ресурсы на существующие команды исследователей и разработчиков Максим Акимов считает не совсем правильным решением и настаивает на том, чтобы уделить внимание экосистемам стартапов.
Напомним, что в июле 2019 г. правительство РФ и организации с госучастием подписали восемь соглашений с целью развития отдельных высокотехнологичных направлений. Одним из обязательств, поставленных перед госкорпорациями, была разработка дорожных карт по закрепленным за ними направлениям. Правительство РФ подписало семь двусторонних соглашений с ПАО "Сбербанк" по направлению "Искусственный интеллект", ОАО "РЖД - по "Квантовым коммуникациям", госкорпорацией "Росатом" - по "Квантовым вычислениям" и "Технологиям создания новых материалов и веществ", "Ростехом" - по "Квантовым сенсорам и метрологии", "Технологиям распределенного реестра", "Новым поколениям узкополосной беспроводной связи для "Интернета вещей" и связи ближнего и среднего радиусов действия". Еще одно соглашение правительство РФ заключило с "Ростехом" и "Ростелекомом" по "Беспроводной связи нового поколения".
Как уточнил ComNews близкий к правительству РФ источник, на стресс-тестах рассмотрели семь дорожных карт, а по еще одной, восьмой ДК, получившей название "Новые производственные технологии", эксперты заслушали подходы. Стресс-тесты дорожных карт по сквозным цифровым технологиям прошли 6-7 декабря в закрытом режиме на полях форума в Сочи.
Поколения сквозных технологий
Как пояснил на встрече с журналистами в рамках форума "Глобальное технологическое лидерство" специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, дорожные карты по сквозным технологиям, которые "писали" крупные компании, – это третье поколение карт.
Первым поколением следует считать "дорожные карты", относящиеся к нескольким перспективным рынкам в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). На текущий момент их семь: "Хелснет", "Энерджинет", "Аэронет", "Нейронет", "Маринет", "Автонет" и "Технет". Также в рамках НТИ была принята отдельная ДК по "Кружковому движению".
Ко второму поколению относятся дорожные карты, которые разрабатывались по федеральному проекту "Цифровые технологии" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ". Пока их девять: "Большие данные", "Нейротехнологии и искусственный интеллект", "Системы распределенного реестра", "Квантовые технологии", "Новые производственные технологии", "Промышленный интернет", "Компоненты робототехники и сенсорика", "Технологии беспроводной связи" и "Технологии виртуальной и дополненной реальностей". Однако президиум правительственной комиссии по цифровому развитию одобрил только семь из них (см. новость ComNews от 14 октября 2019 г.). От направлений "Промышленный интернет" и "Большие данные" решили отказаться.
Важно отметить, что в третьем поколении "Технологии беспроводной связи" второго поколения распались на две: "Новые поколения узкополосной беспроводной связи для "Интернета вещей" и связи ближнего и среднего радиусов действия" и "Беспроводную связь нового поколения" (5G). "Квантовые технологии" также претерпели изменения – в третьем поколении их три – "Квантовые вычисления", "Квантовые сенсоры и метрология" и "Квантовые коммуникации". Кроме того, в третьем поколении появилось новое направление: "Технологии создания новых материалов и веществ". В третьем поколении остались неохваченными из второго поколения только "Технологии виртуальной и дополненной реальностей", "Компоненты робототехники и сенсорика" и "Новые производственные технологии". По ним тоже в ближайшее время подпишут соглашения с компаниями-лидерами. Таким образом, получается 11 направлений "сквозных технологий".
Как указал Дмитрий Песков, в технологиях разных поколений ДК есть пересечения, но есть и различия. Основу НТИ составляют технологические предприниматели небольших и средних компаний. "Фактически это стартапы или средние быстрорастущие компании, которые могут создать продукт, но не могут завоевать рынок", - сказал Дмитрий Песков.
Поэтому было принято решение по тем же технологиям, которые являются составной частью НТИ, существенно увеличить масштаб вовлеченных компаний и научиться работать не только с небольшими компаниями, но и с большими. По его словам, "запихнуть" большие внутрь НТИ было нельзя, поскольку большие тут же "съели" бы маленькие. Для этого пришлось создавать отдельную организационную оболочку, которая работает на таком уровне, где договаривается крупный бизнес, как государственный, так и негосударственный. Именно тогда появилось решение по дорожной карте федерального проекта "Цифровые технологии" в рамках нацпрограммы "Цифровая экономика РФ".
"Дальше возник вопрос, кто будет отвечать за то, что конкретная технология была создана и внедрена. Может ли за это отвечать чиновник? - задался вопросом Дмитрий Песков. - Нет, потому что он должен отвечать за регулирование рынка, а не за достижение конкретных бизнес-результатов. Во всей этой модели сильно не хватало бизнеса. И тогда было принято решение, что за каждую группу технологий должна отвечать и
соинвестировать конкретная компания. Именно тогда она будет заинтересована в результате, и поэтому была назначена компания-лидер".
Резюмируя, Дмитрий Песков подчеркнул, что для разных типов рынков и разных аудиторий нужны разные организационные механизмы. Именно поэтому в текущей парадигме цифровой экономике нужны три поколения сквозных технологий.