Сбербанк нацелен на долю в "МФ Технологиях"
"МФ Технологии" появилась в июне прошлого года в результате сделки ПАО "МегаФон" (ей принадлежит холдинг Mail.Ru) со структурами АО "Газпромбанк", госкорпорации "Ростех" и USM Holdings (см. новость ComNews от 9 июня 2018 г.). Структуру создавали для развития цифровых услуг и проектов в сфере цифровой экономики.
Тогда в рамках соглашения Lefbord Investment Limited (100% дочерняя компания "МегаФона") продала 35% акций МФТ Газпромбанку и 9% акций - USM Holdings. "Ростех" приобрел у Leftbord 11% акций МФТ. У Lefbord тогда осталась 45% акций МФТ. От продажи 55% акций в МФТ компания получила денежные средства в размере $247,5 млн до учета налогов, которые планировали направить на финансирование капитальных затрат и погашение долговой нагрузки.
В результате соглашения Сбербанку может достаться не более 35% "МФ Технологий". Стоимость сделки банки не раскрывают. Газпромбанк не ответил на запрос ComNews. В Сбербанке соглашение комментировать отказались.
Отметим также, что в июле этого года Mail.Ru Group и Сбербанк сообщали о создании платформы O2O-сервисов (online-to-offline) такси и доставки еды в формате СП (см. новость ComNews от 26 июля 2019 г.).
Как уверен аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, от сделки по "МФ Технологиям" выиграют и Газпромбанк, который продает свои акции с существенной премией к рыночной стоимости, и Сбербанк, который получит крупный пакет в лидирующем российском интернет-бизнесе. "Что касается Mail.Ru, то пока не до конца ясно, что компания выиграла от того, что долю в ней приобретали Газпромбанк и "МегаФон". Пока что интернет-холдингу удавалось без особых потерь переживать смену акционеров, однако у Сбербанка выражено более активная позиция в отношении ИТ и цифровой экономики. Иными словами, Сбербанк может захотеть более активно влиять на стратегию Mail.Ru и переподчинить ее своим целям", - предполагает аналитик.
По мнению Леонида Делицына, Сбербанк намерен выйти победителем из сражения с новыми игроками рынка финансовых услуг - операторами сотовой связи, ИТ-гигантами (Apple, Google), соцсетями и мессенджерами. "Для этого ему требуется радикально нарастить интернет-присутствие. И если операторы связи скромно позиционируют себя как наши цифровые партнеры и даже цифровые консьержи, то банк должен стать нашим цифровым опекуном, ментором и лучшей подругой в одном флаконе. Потому что по факту место нашего ближайшего цифрового существа уже занято мессенджерами, соцсетями, интеллектуальными помощниками в смартфоне - это они будут диктовать, где занять, что покупать, как оплачивать и куда переводить бонусы", - сказал Леонид Делицын. Эксперт не сводит значение сделки к O2O.
В партнерстве с "Яндексом" у Сбербанка есть маркетплейс "Беру". Аналитик говорит, что здесь есть конфликт интересов. Но его значимость не так велика, как возможность приобрести 20% голосующих акций наиболее диверсифицированного российского интернет-холдинга, когда на фондовом рынке эти бумаги существенно подешевели. "Не стоит и преувеличивать роль маркетплейса. А вот аудитория Mail.Ru - это практически вся Россия, причем и в социальных сетях, и в мессенджерах, и в почте, и в играх", - ответил Леонид Делицын.
Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин отметил, что акции Mail.Ru в начале октября упали в цене на 20%, что осталось незамеченным рыночными СМИ. "Снижение произошло вместе с падением ряда других бумаг, прежде всего "Яндекса", - добавил аналитик.
Mail.Ru остается одной из самых дорогих компаний на российском рынке. При росте ее чистой прибыли до 13,2 млрд руб. по итогам 2019 г. в рамках текущего тренда, по Р/Е компания оценена на уровне 21х, что высоко даже для входящих в NASDAQ эмитентов с их существенно более низкими оценочными рисками и ставками требуемой доходности рынка. В этой связи, как рассказал Александр Осин, новость об интересе к бизнесу компании со стороны Сбербанка, одного из крупнейших российских инвесторов в сегменте торгуемых низкодоходных технологических активов, выглядит позитивным краткосрочным фактором для бумаг Mail.Ru.
По его словам, новость поможет компаниям отыграть недавнее понижение ставки ЦБР, однако в связи с ожидаемым ускорением инфляции в РФ и формированием предпосылок возникновения у инвесторов интереса к сравнительно высокодоходным активам потенциал динамики акций Mail.Ru подвержен повышенным рискам. С точки зрения статистики мультипликаторов компания несколько переоценена по отношению к российским аналогам. "Статистика финансовых показателей и динамики продаж услуг должна улучшиться, чтобы оправдать текущий ценовой уровень. Негативным фактором для акций Mail.Ru является отсутствие дивидендных выплат. В данной связи до конца 2019 г. оценка справедливой стоимости обыкновенной акции Mail.Ru Group, по нашим расчетам, составляет $19,85", - дал оценку Александр Осин.