Михаил
Блинов

директор облачного провайдера Техносерв Cloud
© ComNews
21.10.2019

О том, как развивался рынок облачных услуг в России в текущем году и какие результаты он покажет по итогам 2019 года в интервью корреспонденту ComNews рассказал директор облачного провайдера Техносерв Cloud Михаил Блинов.

Насколько вырастет рынок облачных услуг в России в 2019 году по сравнению с 2018 годом?


По моим оценкам, по итогам года рост рынка составит 25-35%, так как сейчас он растет достаточно ровно.

Проявляют ли на спрос на облачные услуги новые заказчики?

Для начала отмечу, что традиционными заказчиками являются организации из финансовой сферы, ритейла, а также страховые и интернет-компании. Что касается новых заказчиков, то это компании из производственных отраслей, агропромышленного комплекса и других, где ИТ становится неотъемлемой частью жизни организации. Отмечу, что в целом спрос на облачные услуги идет не только со стороны крупного, но и среднего, и малого бизнеса, особую активность проявляют региональные заказчики.

Традиционные игроки рынка, то есть компании, которые выросли на базе ИТ-интеграторов, ориентированы на крупный и средний бизнес. С малым бизнесом и даже частными предпринимателями работают новые поставщики облачных услуг – многопрофильные гиганты Yandex и Mail.Ru.Group. Эти компании очень активны в своей деятельности и могут позволить себе демпинг. Поэтому в скором времени они могут занять определенную долю рынка, на которой уже присутствуют традиционные игроки.

Есть ли сейчас какие-то географические особенности у спроса на облачные услуги?

Распространенное мнение о том, что Москва и Санкт-Петербург наиболее заинтересованы в облачных услугах, не совсем верно. В других крупных городах спрос на них проявляется пропорционально объему бизнеса в регионе. Но кардинального повышения спроса на облачные услуги до конца года я там не прогнозирую. Однако отмечу, что облачные услуги в этих городах развиваются примерно такими же темпами, как и весь рынок в целом.

Что на сегодняшний день препятствует развитию облачных услуг в России?

Предлагаю рассмотреть этот вопрос на примере компаний из финансовой сферы, которые предъявляют достаточно высокие требования к информационной безопасности. В частности, это связано с требованиями Центробанка. По этой причине поставщики облачных услуг вынуждены работать с данными банков как с информацией, представляющей банковскую тайну. Их данные могут выноситься в облака, только при соблюдении определенных требований. В связи с этим некоторым финансовым организациям сложно решиться на переход в облако.

Кроме того, препятствует распространению облачных услуг и консервативный подход служб безопасности компаний к хранению информации. Их сотрудники привыкли к тому, что вычислительные мощности находятся рядом с ними, и им сложно от этого отказаться.

Также иногда возникают трудности при взаимодействии "облачников" с заказчиками. Например, они хотят высокий SLA, который не может предложить не только компания, а в целом весь рынок. "Техносерв" в таких случаях дает подробную информацию о своем SLA и его обоснование. Другая распространенная ситуация – желание заказчика получить специфические инфраструктурные решения. Здесь поставщикам облаков важно понимать, что, если такие решения невозможны в случае публичного облака, их можно предложить клиенту в составе другого кастомизированного продукта или гибрида.

Насколько сейчас отличается российский рынок облачных услуг от зарубежного?

План развития рынка облачных услуг в России похож на зарубежный, однако есть существенные отличия. Важная особенность отечественного рынка заключается в том, что здесь традиционно важен крупный бизнес, выступающий одним из крупнейших потребителей. На мировом рынке, как известно, основным потребителем облачных сервисов выступают представители малого и среднего бизнеса. Постепенно с российскими поставщиками облачных услуг связываются зарубежные компании, которые заинтересованы не только в развитии бизнеса на территории страны, но и в экспорте своих сервисов за пределы России - в основном на рынок западной Европы.

Если говорить о развитии услуг, то в нашей стране становится популярна PaaS. Модель платформа как услуга будет одним из локомотивов роста объемов потребления. Я бы оценил потенциал ее роста в 40-50% ежегодно. Это, конечно, очень много.

Если сравнивать нашу страну с общемировыми лидерами по степени проникновения облачных сервисов в бизнес и государство, то на данный момент мы отстаем от США, но при этом находимся где-то на уровне ведущих европейских стран, таких как Германия, что в принципе, неплохо. У нас есть большой потенциал для роста в этом направлении. Это подтверждается и экспертами IDC. По их оценке, в 2018 г. российский рынок публичных и частных облаков вырос на 24,8%, до $804,1 млн.

Какие за последнее время яркие события вы можете назвать на рынке облачных услуг в России?

Пока что могу отметить только появление в прошлом году на рынке таких крупных игроков, как Yandex и Mail.Ru.Group. Отмечу, что, взявшись за облачные услуги, эти компании ориентировались на массовый сегмент, в силу этого их продукты очень стандартизированы. Они не предоставляют ни гибких гибридов, ни частных версий продуктов.

Расскажите, пожалуйста, отдельно о тенденциях развития рынков публичных и частных облаков? Каково будет их развитие к концу 2019 года?

В отличие от публичных, частные облака, как и гибридные, находят свое применение у крупных компаний, которые традиционно используют годовое планирование. В связи с ним тот или иной "облачный" проект может растянуться по времени - тендеры проводятся осенью, а сама реализация происходит зимой и далее, в течение следующего года. Публичные облака также используются крупными компаниями, а малый и средний бизнес прибегает к ним из-за отсутствия потребности в создании нового продукта, который бы удовлетворял уникальные потребности. Но при этом малый и средний бизнес более равномерно потребляет услуги и быстрее запускает проекты.

Какая продуктовая категория у облаков является самой быстрорастущей в 2019 году и почему?

Наиболее стремительно в первом полугодии 2019 года развивались IaaS и PaaS. Сегодня крупные организации уже уверены в IaaS и PaaS и понимают, что эти модели для них удобны и комфортны и, соответственно, выделяют на них значительные средства.

Замечу, что для "Техносерва" одним из ключевых PaaS-продуктов сегодня является инфраструктура под платформу SAP Hana.

Наблюдается ли в 2019 году интерес к освоению рынка облаков со стороны непрофильных компаний помимо телекоммуникационных?

Такая тенденция действительно есть. По крайней мере, разговоры на эту тему ведутся. Мы видим компании, обладающие высоким финансовым потенциалом, которые умеют грамотно инвестировать средства, при этом ИТ-направление не является для них профильным. Их привлекает хорошая маржинальность бизнеса, его управляемость и возможности масштабирования. При этом умеренными остаются срок возврата инвестиций и риски в целом по отрасли. Полагаю, что в скором времени мы будем наблюдать это уже в живую.

Что могло бы выступить драйвером развития рынка облачных услуг в 2019 году?

В текущем году и далее облачные сервисы будут наращивать свое присутствие на рынке. Это – тренд, который сохранится на ближайшее десятилетие. Что дополнительно можно предпринять со стороны государства и регуляторов для усиления этого тренда? Во-первых, это ввести налоговые льготы со стороны государства. Они добавят финансовые преимущества облачной модели доставки ИТ-сервисов. Во-вторых, помочь может привлечение к проекту "Гособлака" других участников облачного рынка. Это обеспечит конкурентную позицию и повысит качество услуг, потребляемых органами государственной власти.

Каковы ваши планы на оставшуюся часть 2019 года?

Наши планы по развитию продуктовой линейки соответствуют общемировым трендам – это переход к различным платформенным сервисам, например, к инфраструктуре под платформу SAP Hana. Среди новых для нас PaaS, в частности, будет Kubernetes. Что касается IaaS, здесь мы видим, что заказчики проявляют интерес к гибридам и, соответственно, намерены на них фокусироваться.