Интернет вещей - история про бизнес
Рынок интернета вещей в России растет, увеличиваясь каждый год на 18%. Об этом заявил директор Ассоциации участников рынка интернета вещей (АИВ) Андрей Колесников на прошедшей в рамках Недели высоких технологий конференции IoT Tech Spring 2019. Также участники конференции обсудили необходимость регулирования и идентификации в области интернета вещей.
Говоря о тех выводах относительно IoT, к которым пришла АИВ, Андрей Колесников сказал, что главный из них - это то, что смысл интернета вещей - не в технологиях, а в бизнесе. При этом, по его словам, также важно понимать, что интернет вещей - это не цель, а инструмент. "Причем инструмент, который работает только в сочетании с другими инструментами, например такими, как бизнес-процессы", - отметил Андрей Колесников.
Вместе с тем он заметил, что ИТ-инновации в целом - это не интернет-технологии (и в частности IoT). "Они происходят в головах людей, давая им возможность по-новому посмотреть на, казалось бы, привычные вещи", - указал Андрей Колесников.
Что касается внедрения IoT, то в начале этого процесса, по его словам, речь также не про технологии. "Следует обращать внимание на возможность понижения расходов и повышения доходов", - заявил Андрей Колесников.
Помимо того, он обратил внимание на то, что, развивая интернет вещей в России, нет смысла обращаться к зарубежному опыту его применения - тому, что реализуется на Западе, в Европе, в Америке, в Китае. "Российская экономика очень сильно отличается от их экономик. В отличие от них, на нашем рынке очень сильно доминируют компании с государственным участием и олигархат, при котором в рамках того или иного большого холдинга пытаются создать замкнутые экосистемы и получить какие-то рыночные преференции с целью взять максимум с рынка. Соответственно, это и определяет главное отличие российского интернета вещей от мирового", - пояснил Андрей Колесников.
Он также добавил, что более эффективно в России идти с проектами интернета вещей не к бизнесу, у которого нет желания при его внедрении у себя показывать свой бардак, а к чиновникам, занимающимся непосредственно бюджетом и экономикой. При этом, по словам Андрея Колесникова, наиболее интересные проекты в области интернета вещей - не федеральные, а те, что реализуются на региональном уровне или даже муниципальном. В качестве главных будущих трендов Андрей Колесников обозначил решение вопросов, связанных с идентификацией, и развитие промышленного интернета.
Генеральный директор АО "Национальный исследовательский институт технологий и связи" Александр Минов согласился с тем, что при внедрении IoT нужно отталкиваться от доходов и расходов предприятия, но также указал на то, что следует брать во внимание и то, как обстоят дела у компании с промышленной безопасностью.
Руководитель лаборатории интернета вещей на базе СПбГУТ Руслан Киричек был солидарен с Андреем Колесниковым относительно вопросов идентификации в области интернета вещей: "Необходимо тестировать, пробовать и внедрять идентификатор для того, чтобы быть готовым к переходу к новой модели адресации, идентификации устройств в сети операторов связи".
В свою очередь председатель ТК-194 "Кибер-физические системы" Российской венчурной компании (РВК) Никита Уткин обратил внимание на необходимость регулирования интернета вещей: "Даже плохое техническое регулирование лучше, чем никакое, поскольку, если мы говорим о рынках, то они формируются по принципам платформенности и экосистемности. И возникающие новые бизнесы, скорее, примыкают к чему-то, чем создают что-то альтернативное, свое, хотя это вовсе не исключает возможности создания ими альтернатив".