Метания на пути к 5G
Федеральные сотовые операторы согласились на предложенный Минкомсвязи вариант консорциума для создания в России сетей 5G, но категорически разошлись во взглядах на единого владельца инфраструктуры. При этом о региональных мобильных компаниях не вспомнил ни один представитель "большой четверки" или федеральный чиновник. Но свет в конце "тоннеля 5G" зажегся.
На минувшей неделе в Аналитическом центре при правительстве РФ состоялся большой круглый стол, посвященный перспективам создания и развития сетей связи 5G в России (см. новость ComNews от 31 января 2019 г.). "Цифровой" вице-премьер РФ Максим Акимов с порога обозначил три сферы ресурсных и организационных ограничений для развития в стране сотовых сетей пятого поколения - финансовую (сети 5G потребуют больших капзатрат), организационную (многое будет зависеть от "последовательных и предсказуемых действий регулятора") и радиочастотную (свободных частот в России традиционно не хватает). "В основе решения этих задач может лежать только открытый, честный диалог, не предвосхищающий итоговое решение", - подчеркнул Максим Акимов.
Наибольший интерес у операторов связи - и в России, и во всем мире - для строительства сетей 5G вызывают частоты ниже 6 ГГц (в англоязычном мире его обозначают как Sub-6). Это и понятно: законы физики никто не отменял, и чем ниже частота, тем больше длина волны - а значит, для покрытия определенной территории требуется меньшее количество базовых станций. Генеральный директор всемирной Ассоциации GSM (GSMA) Матс Гранрид утверждает, что каждый 5G-оператор должен иметь в диапазоне Sub-6 не менее 100 МГц спектра, президент МТС Алексей Корня призывает выдать в нем 600 МГц на всю отрасль (то есть по 150 МГц каждому участнику "большой четверки"), а замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Иванов обозначает "прожиточный минимум" так: "100-130 МГц на каждого оператора, но оптимально - по 200 МГц".
С точки зрения операторов, Минкомсвязи сделало большой шаг навстречу рынку: еще в октябре 2018 года, на конференции GSMA Mobile 360 Series – Russia & CIS в Москве, Олег Иванов предлагал "лоскутную" схему выделения спектра: выдавать в разных регионах различные частоты по факту их доступности. Теперь профильное министерство рассматривает частотную проблему сразу в федеральном масштабе.
При этом Олег Иванов отметил, что в России в диапазоне от 1 ГГц до 6 ГГц доступно лишь 190 МГц спектра - именно на этом основании отраслевое министерство предложило операторам объединить усилия. Глава Минкомсвязи Константин Носков высказался прямо: из трех возможных путей развития сетей 5G (конкурс на частоты для всех игроков, создание государственного инфраструктурного оператора и учреждение консорциума участниками рынка) он выступает за третий. Невозможность проведения конкурса он объяснил так: "У нас мало частот, и если их выставить на конкурс, то все заберет один оператор", а вариант создания госоператора отмел из желания сохранить на рынке конкуренцию.
Операторы "большой тройки" поддержали создание консорциума (с учреждением специального юридического лица или без него) для получения дефицитных частот, при этом руководители МТС, "МегаФона" и "ВымпелКома" подчеркивают, что инфраструктура у каждого игрока должна быть своя. По мнению Алексея Корни, операторы могут работать на частотах консорциума по схеме совместного использования или MVNO, а консорциум мог бы еще заняться конверсией полос 3,4-3,8 ГГц и 4,5-4,99 ГГ, а также высвобождением частот в диапазоне 700-800 МГц. Генеральный директор "МегаФона" Геворк Вермишян отводит консорциуму роль "единого переговорщика" от имени отрасли - это должно усилить позиции операторов в дискуссиях с ФСО, гражданской авиацией и иными пользователями заветных 5G-частот. Генеральный директор "ВымпелКома" Василь Лацанич, также поддержав идею консорциума, напомнил о богатом опыте совместного использования частот и инфраструктуры у российских операторов и подчеркнул, что такая зависимость друг от друга не позволит одному игроку перетянуть одеяло на себя. При этом Василь Лацанич выдвинул свою идею единой инфраструктуры, но в каждом регионе по-отдельности: "Каждый из операторов является лидером в определенных регионах, и можно создавать там 5G на сети оператора-лидера".
Альтернативную позицию высказывает Tele2 и готовящийся полностью его консолидировать "Ростелеком". Генеральный директор "Tele2 Россия" Сергей Эмдин сообщил: "Бизнес-кейсы для 5G пока больше похожи на игрушки, и понятных окупаемых моделей развития сетей пятого поколения нет. Поэтому мы выступаем за создание одной инфраструктуры, которую обеспечит один игрок. И он же займется конверсией спектра". Президент "Ростелекома" Михаил Осеевский высказался так: "Однозначно стратегический диапазон для 5G - 3,4-3,8 ГГц, для него существует оборудование, и мы должны обсуждать именно эту часть спектра".
В апреле 2015 года "Ростелеком" купил группу компаний FreshTel, которая располагает частотами 3,4-3,8 ГГц в 75 регионах России (при создании FreshTel намеревался строить сети стандарта WiMAX), и вот уже три года госоператор пытается приладить этот актив к рынку 5G. В середине января 2019 года "Ростелеком" и "МегаФон" объявили о создании совместного предприятия (СП), в которое передали WiMAX-ресурсы (соответственно, от FreshTel и "Синтерры"). На недавнем мероприятии в Аналитическом центре при правительстве РФ Михаил Осеевский прямо заявил: "Мы считаем, что инфраструктура [для диапазона 3,4-3,8 ГГц] должна быть единой, на базе общего юрлица с равными долями всех операторов. "Ростелеком" и "МегаФон" создали СП для объединения WiMAX-ресурсов - именно этому юрлицу должен быть выделен дополнительный радиочастотный спектр".
Позиция "Ростелекома" выглядит удивительной. Если участники рынка готовы организовать консорциум, корректно сначала достичь общих договоренностей, а потом создать юрлицо с равными долями учредителей. Но предложение "Ростелекома" (и косвенно "МегаФона") далеко от приглашения к равноправному партнерству: мало того, что их СП уже создано (и позиции гендиректора и техдиректора в нем распределены), оно является владельцем дефицитного частотного ресурса, а значит, другим игрокам для вхождения в его уставный капитал придется либо раскошелиться, либо довольствоваться меньшей долей. А с учетом позиции "Ростелекома" о единой инфраструктуре МТС и "ВымпелКом" едва ли согласятся войти в это СП. Против этого выступает и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) - начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева высказалась однозначно: "Создание единого инфраструктурного оператора - худший вариант из предложенных. Мы рассматриваем выделение спектра как преодоление барьеров выхода на рынок".
В концепции создания и развития сетей 5G/IMT-2020, которую по заказу Минкомсвязи подготовил НИИ радио (НИИР), рассматривается три сценария: преимущественно самостоятельное развитие сетей телекоммуникационными операторами (10-15% совместного использования сетевой инфраструктуры), интенсивное совместное использование активной сетевой инфраструктуры мобильными операторами (50-70% совместного использования сетевой инфраструктуры) и развитие единой национальной сети. При этом раздел с финансовыми расчетами в этой концепции озаглавлен "Оценка финансово-экономических показателей для различных вариантов развертывания сетей подвижной связи технологии 5G/IMT-2020, включая вариант развертывания сети связи 5G/IMT-2020 единым инфраструктурным оператором" - словно третий сценарий заранее выбран фаворитом. Между тем в другой концепции развития сетей 5G, которую в конце октября 2018 года представил Coюз LTE, доказано, что вариант единого инфраструктурного оператора является самым неэффективным (см. новость ComNews от 7 ноября 2018 г.).
По оценке НИИР, затраты всей отрасли на развертывание сетей 5G в городах-миллионниках к 2024 году составят 163 млрд рублей при первом сценарии (если каждый оператор строит сеть самостоятельно) или 72 млрд рублей в случае единого инфраструктурного оператора. Но сами операторы хором говорят, что готовы к самостоятельным инвестициям в сети 5G, и настойчивая забота государственных структур об их кошельках выглядит надуманной.
В спорах о том, чем же должен заняться консорциум 5G, и нужен ли в России единый инфраструктурный оператор, и государственные мужи, и представители "большой четверки" напрочь забыли о региональных операторах, которые работают на Урале (МОТИВ), в Татарстане ("Таттелеком"/"Летай") и Чеченской Республике ("Вайнах Телеком"), а также в Крыму и Севастополе. Это происходило и в период подготовки к созданию в России сетей 4G/LTE: "большая четверка" тогда упорно доказывала, что частот хватит только на четверых. Но стоило регулятору ввести техническую нейтральность диапазона 1800 МГц, дав операторам право разворачивать в нем не только GSM-, но и LTE-сети, как, например, "Таттелеком" развернул крупнейшую в Татарстане сеть 4G. Поэтому и регулятору, и ФАС нужно позаботиться о том, чтобы при выделении частот для сетей 5G региональные игроки не были ущемлены.
Отсутствие частот - традиционная для России мантра. Со времен Советского Союза львиная доля спектра находится в руках Минобороны, спецслужб и иных государственных пользователей. Но 30-летний опыт российского рынка беспроводных технологий показывает, что частоты для сетей связи всегда можно найти: в диалоге с государственными пользователями спектра, за счет конверсии и путем переноса различных РЭС по решению высших должностных лиц. И шансы на развитие в России сетей 5G по рыночной, а не по монопольной модели велики. Максим Акимов, завершая круглый стол, сказал: "Россия - великая страна: мы умеем решать большие задачи, но только подняв их на высокий уровень. Так было с Олимпиадой-2014 в Сочи, так было с Чемпионатом мира по футболу 2018 года. Нам нужно что-то типа Национального комитета развития 5G, и я буду обращаться с этим к своему руководству". Если первые лица государства действительно возьмутся за это дело, Россия сможет добиться столь же впечатляющих результатов в сетях пятого поколения, которые наша страна уже продемонстрировала в сотовых стандартах GSM, 3G/UMTS и 4G/LTE.