Меморандум с прицелом на закон
Правообладатели и операторы поисковых систем при посредничестве Роскомнадзора подписали Меморандум о сотрудничестве по борьбе с интернет-пиратством. Стороны задокументировали видение того, как будут защищаться авторские права правообладателей в интернете.
1 ноября в Роскомнадзоре состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав. Меморандум подписали Первый канал, ВГТРК, "СТС Медиа", "Газпром-Медиа Холдинг", "Национальная Медиа Группа", Ассоциация продюсеров кино и телевидения, Ассоциация по стимулированию оборота легального контента в сети интернет "Интернет-видео", "Яндекс", "Мэйл.Ру" (от своего имени и от лица владельцев сервисов "Одноклассники" и "ВКонтакте"), "Рамблер Интернет Холдинг", "Руформ", "Кинопоиск".
В течение трех недель с момента подписания меморандума стороны создадут реестр страниц сайтов с пиратскими копиями. Генеральный директор АО "Газпром-Медиа Холдинг" Дмитрий Чернышенко думает, что создать реестр можно будет быстрее. "Сама платформа уже разработана, мы ей пользуемся, я думаю, что к ней просто присоединятся остальные участники рынка", - объяснил он.
Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров рассказал, что реестр будет создавать ассоциация. "Мы будем выступать как депозитарий: он у нас будет храниться, и по электронным каналам связи интернет-площадки будут этот реестр каждый час выгружать. Мы одна из многих сторон участников и предполагаем, что модерировать реестр будет Медиа-коммуникационный союз - общественная организация, созданная участниками рынка", - уточнил он.
В документе сказано, что держателем меморандума является Роскомнадзор. Он будет регулировать отношения сторон и следить за исполнением обязательств.
Александр Жаров надеется, что до судебных процедур дело не дойдет, и уверен, что Роскомнадзор найдет решение любого спора.
"Мы будем появляться в тот момент, когда возникает спор между правообладателями и интернет-площадкой. Тут появляется Роскомнадзор, и в течение 30 суток этот спор должен быть решен. Я полагаю, что мы будем выступать как медиаторы и решать споры", - рассказал после церемонии подписания Александр Жаров.
Меморандумом предусмотрено, что держатель Реестра будет проверять правомочность и актуальность присланных правообладателями ссылок. Правообладатели, в свою очередь, несут ответственность за достоверность указанных сведений. Если спор не будет разрешен в течение 30 календарных дней с даты получения Роскомнадзором уведомления о возникновении спора от любой из сторон спора, соответствующий интернет-сервис вправе прекратить исполнение обязанностей, предусмотренных меморандумом.
Дмитрий Чернышенко сказал, что меморандум - это юридически необязывающий, добровольный документ. Александр Жаров уточнил, что стороны, подписавшие меморандум, - и правообладатели, и интернет-площадки в дальнейшем намерены превратить те положения, что записаны в меморандуме, в законопроект. "Это их воля, они создавали документ. Мы необходимое содействие окажем, и юридическое, и организационное", - выражает готовность помочь сторонам Александр Жаров.
В самом документе говорится о том, что стороны приложат максимально возможные усилия для принятия закона, соответствующего положениям меморандума. В случае если такой закон до 1 сентября 2019 г. не будет принят, действие меморандума прекращается в полном объеме, если иное не будет предусмотрено соглашением сторон.
Операционный и финансовый директор ООО "Яндекс" Грег Абовский считает необходимым, чтобы следующим этапом стало закрепление принципов меморандума в законодательстве. "Только в этом случае совместно найденное решение сможет заработать в полную силу и стать отраслевым стандартом", - говорит он.
Стороны, подписавшие договор, утверждают, что заботятся об интересах не только правообладателей, но и зрителей. Дмитрий Чернышенко считает, что зрители, пробираясь через низкопробную рекламу и страдая от низкого качества контента, вряд ли счастливы. "Поэтому зритель прежде всего получит качественный сервис, исключительное качество по звуку и изображению. Если это платный сервис - то отсутствие рекламы, если это сервис с применением рекламы, то это будет реклама, которая разрешена в нашей стране", - рассказал он. Генеральный директор АО "Первый канал" Константин Эрнст сказал журналистам, что многолетняя война закончится в первую очередь пользой для зрителя. "Мы приложим все усилия, чтобы достичь договоренности. Мы перестаем воевать друг с другом, а начинаем помогать", - пообещал он.
Грег Абовский сообщил, что "Яндекс" давно выступает за борьбу с пиратством. "Подписание меморандума - важный шаг в этом направлении. Закрепленное в меморандуме решение отвечает принципам прозрачности и равноприменимости, которые изначально отстаивал "Яндекс" и которые нашли поддержку у правообладателей и ключевых российских интернет-компаний. Меморандум учитывает интересы не только его подписантов, но и всей отрасли, и мы надеемся, что скоро к нему присоединятся и другие игроки", - рассказал Грег Абовский.
Говоря о других игроках рынка, Александр Жаров упомянул, что он вчера получил письмо от Google и его представители намерены в течение ближайшего месяца приехать на переговоры в Россию. "Мы им предложим присоединиться", - раскрыл он планы. Александр Жаров также рассказал журналистам, что у Google нет юридического представительства в РФ и он выполняет требования американского закона DMСA, который, если его проанализировать, очень напоминает положения данного меморандума.
На церемонии подписания Александр Жаров заявил, что меморандум закладывает основы отраслевого саморегулирования между производителями контента и интернет-площадками в рамках исполнения антипиратского закона и позволит предотвратить нарушение авторских и смежных прав в интернете. "В результате подписания документа Рунет станет самым чистым пространством в мире от пиратства", - отметил он.
Александр Жаров отметил, что сам факт того, что все крупнейшие медийные холдинги, две крупнейшие ассоциации широкого метра и важнейшие коммуникационные площадки подписали это документ, это уже событие. "Месяца через полтора-два меморандум заработает, и реестр сформируется окончательно", - дал он прогноз.
Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что подписание меморандума не означает, что все проблемы разом исчезнут. "Нам еще предстоит научиться работать вместе. Подписание меморандума важно для всей отрасли, но в первую очередь для "Газпром-Медиа Холдинга", инвестирующего в этот продукт десятки миллионов рублей. Для нас создание такого механизма, дающего алгоритм защиты своих интересов, крайне важно. Поэтому сегодняшний день может стать историческим, если этот механизм действительно заработает", - сказал Дмитрий Чернышенко.
Говоря об ожиданиях от меморандума, он сказал корреспонденту ComNews, что у "Газпром-Медиа" огромное количество премьер, которые они собираются выпускать на платных сервисах. "Поэтому мы ожидаем, что зритель получит возможность смотреть эти премьеры у нас, а не у пиратов", - сказал он.
Напомним, что в августе этого года Московский городской суд постановил, что "Яндекс" должен удалить из списка выдачи пиратские копии четырех сериалов и шоу, принадлежащих нескольким телеканалам "Газпром-медиа", - ТНТ, ТВ-3, 2x2, "Супер". (см. новость ComNews от 30 августа 2018 г.). Роскомнадзор грозил "Яндексу" блокировкой. "Яндекс" на это отвечал, что законодательно не закреплено требование блокировки такого контента на поисковиках.
После подписания меморандума Дмитрий Чернышенко сообщил журналистам, что у них нет специальной задачи сделать плохо поисковику. "Когда мы увидим, что механизм, заложенный в меморандуме, работает, соответствующее решение относительно "Яндекса" мы примем. Лучше спросим у "Яндекса", могут ли они однозначно сказать, что выполнят условия меморандума", - сказал он.
Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин сказал корреспонденту ComNews, что, если "Яндекс" будет оперативно удалять все ссылки, внесенные правообладателями в новый реестр, найти пиратский контент станет чрезвычайно сложно, а в поиске на верхних позициях выдачи наконец-то окажутся легальные сервисы. "В сочетании с действующим антипиратским законодательством применение положений меморандума может существенно сократить доступность пиратского контента", - добавил он.