© ComNews
06.08.2018

Российские федеральные министерства и ведомства продолжают заказывать информационные системы, даже если похожие разработки уже были оплачены из бюджета другими госструктурами. Если эта ситуация сохранится и при освоении бюджета национальной программы "Цифровая экономика", есть большие риски неэффективного расходования средств. Не менее актуален и вопрос тиражирования ИТ-систем, оплаченных из региональных бюджетов и показавших положительные результаты в одном регионе, на другие субъекты Федерации. Для того чтобы это лоскутное одеяло ИТ-систем не повторилось и в цифровой экономике, одноименной программе требуется единый руководитель – своего рода "главный архитектор".

Эти темы стали основой дискуссии на первом заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, которое состоялось в "Технополисе GS" (г. Гусев Калининградской области) 1 августа 2018 г.

Председатель Счетной палаты РФ и председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин сообщил: "Государство отстает от того, что нужно бизнесу и гражданам. Например, в России действует 340 государственных информационных систем (ГИС)", добавив, что данные во многих ГИС не стыкуются друг с другом по форматам и актуальности. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов привел в пример базы данных ГИБДД и Федеральной налоговой службы (ФНС) по автовладельцам: по его словам, часто возникает ситуация, когда человек продает машину и это отражается в базе ГИБДД, но органы ФНС продолжают начислять на нее налоги. Заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов указал еще одну болевую точку ГИС: "От исходного решения до его реализации в информационной системе обычно проходит несколько лет, и к этому моменту само решение уже обесценивается".

Алексей Кудрин напомнил, что еще в 2010 году правительство РФ приняло постановление N 365 ("О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" - прим. ComNews), которым наделило Минкомсвязи статусом уполномоченной структуры по проведению экспертной оценки планов использования ИКТ госорганов, а также создания и использования ими ИТ-систем. П.11 этого документа предписывает: "Минкомсвязи проводит оценку мероприятий по информатизации, … представленных государственными органами, и по результатам указанной оценки готовит заключение о целесообразности проведения и финансирования каждого мероприятия по информатизации".

"После выхода постановления N 365 еще три года ушло на согласования порядка координации ИТ-систем Министерством связи, но до сих пор госорганы заказывают различные ГИС без согласования с профильным министерством – я уже делюсь с вами данными Счетной палаты", - заявил Алексей Кудрин (он возглавил Счетную палату 22 мая 2018 г.). "В программе "Цифровая экономика РФ" заложены немалые деньги – 520 млрд рублей, в том числе около 150 млрд рублей – бюджетное финансирование, - продолжил Алексей Кудрин. – Но если эти деньги раздать по министерствам, то опять ничего не получится: этой программе нужен единый архитектор". В роли такого "зодчего цифровой архитектуры" он видит Константина Носкова, главу профильного Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры).

Правда, Константин Носков, присутствовавший на заседании Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, поспешил откреститься от предложения главы Счетной палаты. "Я остро чувствую, что таким архитектором должен быть человек, хорошо понимающий в ИТ и информационных системах. Я таким профессионализмом не обладаю. Этот главный архитектор должен быть в постоянном контакте с теми, кто создает различные информационные системы", - ответил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, добавив, что ищет подобного профессионала себе в команду.

Константин Носков также сообщил, что с 2018 г. Минцифры все же начало работать в роли координатора различных ГИС и иных систем, которые заказывают федеральные министерства и ведомства. "Но система координации расходов ведомств на ИТ заработала в "олд-скульном" формате: мне звонят из разных министерств и просят "раскассировать" средства, - рассказал Константин Носков с трибуны. – Но мне все равно, какие серверы закупает то или иное министерство – важна общая идеология и стратегическая цель создания той или иной ИТ-системы".

Координация создания в России цифровой экономики нужна не только на федеральном, но и на региональном уровне. Ныне каждый субъект федерации самостоятельно заказывает различные ИТ-системы, тратя деньги на то, что в другом регионе, возможно, уже сделано. Регионам ценен и практический опыт коллег по качеству работы тех или иных систем либо их создателей. Антон Алиханов призвал разворачивать в регионах тиражируемые ИТ-системы, "чтобы хорошая система, заказанная одним субъектом Федерации, могла использоваться и в других". Это, по мнению губернатора Калининградской области, позволит экономить государственные деньги и шире использовать положительные результаты, защищая от рисков заказа не самых эффективных ИТ-продуктов. Антон Алиханов тоже обратился к Минцифре – с предложением создать реестр лучших ИТ-решений для регионов: "Для нового министерства сейчас хороший момент – не нужно стесняться в пропаганде хорошо зарекомендовавших себя информационных систем: нам нужна межрегиональная кооперация и важно типовое программное обеспечение".

Схожее мнение высказала заместитель директора департамента Министерства строительства и ЖКХ РФ Мария Дерунова. Рассказывая о федеральном проекте "Умный город", который инициировал Минстрой, она сообщила: "Важно давать каждому городу возможность применять проверенные и оттестированные решения, а не изобретать велосипед".

Константин Носков не согласился и с этими идеями. "Я поддерживаю обмен опытом между регионами, и даже планирую в начале сентября собрать "цифровых" региональных чиновников. Но я не сторонник того, чтобы с федерального уровня навязывать регионам типовые решения. Да и попробуй их навяжи Москве или Петербургу – эти регионы ушли далеко вперед", - отметил он. При этом глава Минцифры признал, что 70% регионов России просят типовые решения. "Но ведь 30% регионов их создают или заказывают самостоятельно!", - заключил он.

Руководитель комитета по регулированию внутреннего рынка Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Андрей Безруков видит необходимость в централизации усилий по созданию в России цифровой экономики: "Цифровая отрасль разделена между двумя регулирующими органами – Минцифры и Минпромторгом, поэтому необходим регулятор верхнего уровня", - отметил он.

И.о. руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Владислав Онищенко в беседе с корреспондентом ComNews отметил, что создание одного формата данных для всех ГИС имеет ряд барьеров. "Данные бывают разных видов: медицинские, промышленные, мультимедиа, естественного языка, данные устройств и сенсоров – все они разные, имеют различную природу. Для эффективной работы с данными необходимо создать единый формат описания и формирования новых данных. Это приведет к сокращению их количества, так как будет устранена разобщенность систем, множество дубликатов удастся устранить. Что касается оптимального количества ГИС в федеральном масштабе, то в краткосрочной перспективе мы говорим о том, что количество ГИС будет сокращаться медленно. Принципы для определения, какие ГИС нужны, а какие нет, базируются, во-первых на том, являются ли данные, заносимые или сохраняемые в этой информационной системе, первичными (это впоследствии поможет исключить дублирование). Во-вторых, на том, насколько данные востребованы. Сегодня много систем, которые не обмениваются данными между собой, редко используются и очень узкоспециализированы. В связи с этим функционал этих систем может быть реализован в рамках более общих систем. Тогда у нас количество ГИС будет сокращаться. Я бы сказал, что на протяжении ближайших пяти лет мы можем ожидать сокращения количества ГИС как минимум в два раза", - отметил Владислав Онищенко.

По мнению президента НП "Руссофт" Валентина Макарова, исходя из экономических соображений, сейчас создать единый формат для всех ГИС и перевести все существующие ГИС на этот формат невозможно, да и не нужно. "Лучше сформировать интерфейсы, позволяющие этим ГИС продолжить существование, но иметь протоколы взаимодействия, позволяющие обмениваться информацией - ведь в этом и состоит проблема. На следующем этапе можно будет строить новые ГИС в соответствии с оптимальными форматами, свойственными конкретным ГИС. Главное, чтобы и существующие, и будущие ГИС могли между собой взаимодействовать", - отметил он.

Коммерческий директор компании "Рексофт" (ГК "Техносерв") Евгений Минеев, говоря о том, возможно ли создать единый формат данных во всех ГИС, и нужно ли сократить их количество, отметил, что создать единый формат данных во всех ГИС, выработать стандарты и протоколы их взаимодействия, избежав при этом дублирования функций, – задача, которую важно решить в условиях цифровизации экономики. "Поскольку на рынке актуален тренд по укрупнению информационных систем, то в конкретном случае я бы говорил не о количестве ГИС, а о проведении их глобальной ревизии в разрезе функций и действующих бизнес-процессов", - сказал он.