© ComNews
26.03.2018

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) запустило собственный акселератор MTS StartUp Hub. Оператор будет отбирать стартапы по шести направлениям: облачные технологии, искусственный интеллект, финансовые сервисы, цифровая медицина, автоматизация закупок и логистики, а также онлайн-обучение.

"Главное преимущество MTS StartUp Hub для участников - это возможность пользоваться инфраструктурой одной из ведущих технологических компаний страны и продвигать свой продукт под брендом МТС. Важно и то, что в отличие от большинства существующих акселераторов МТС не претендует на долю в компании в обмен на прохождение акселерационной программы", - подчеркнул директор по инновационному развитию МТС Владимир Хренков.

Как уточнили в пресс-службе МТС, в 2018 г. организаторы планируют два набора - с марта по август и с июня по декабрь. В первом наборе прием заявок продлится до 16 апреля, а первичный отбор - до 27 апреля. В качестве участников МТС рассматривает только юридические лица.

Сама программа будет состоять из трех этапов. Первый этап - предакселератор, пройдет до 31 мая. Компания рассчитывает набрать до 100 стартапов. При этом лучшие проекты получат гранты в размере 200 тыс. руб. На этом этапе участники удаленно пройдут бесплатный онлайн-курс и смогут доработать свой продукт под руководством менторов - отраслевых экспертов.

В число отраслевых экспертов вошли сотрудники МТС, отвечающие за развитие инновационных технологий, и эксперты-партнеры. Согласно официальному сайту акселератора МТС, среди экспертов-партнеров значатся представители таких организаций, как Global Venture Alliance (GVA, занимается поддержкой и продвижением стартапов и специализируется на проведении корпоративных акселераторов), Startbase (система, которая объединяет участников инновационной деятельности), Holmes & Moriarty и Центр коммерциализации инноваций.

Второй этап - акселератор, продлится до 1 августа. На этом этапе участники смогут проверить жизнеспособность своего продукта в рамках выбранных бизнес-направлений. Открывается доступ к более чем 100-миллионной клиентской базе оператора, каналам продаж и инфраструктуре. МТС также готова компенсировать расходы команд на реализацию пилота до 500 тыс. руб.

На следующий этап компания запланировала оплачиваемые пилотные проекты с лучшими участниками акселерационной программы. В случае взаимной заинтересованности возможно долгосрочное сотрудничество. Со своей стороны МТС готова рассматривать разные виды сотрудничества, от клиентского контракта до покупки решения.

MTS StartUp Hub ориентируется на компании, которые уже имеют свой продукт и первых клиентов. Наиболее зрелые проекты, доказавшие в заочном туре востребованность своих продуктов, получат возможность сразу перейти к разработке пилотного проекта в партнерстве с МТС, пропустив очную часть программы.

Отвечая на вопрос корреспондента ComNews о том, сколько средств выделят на акселератор, в пресс-службе МТС сообщили о годовом бюджете почти в 50 млн руб.

"В наших планах - создание вокруг МТС экосистемы из технологических стартапов и компаний, заинтересованных в поддержке таких команд. Мы уже ведем переговоры с крупнейшими европейскими операторами связи, с инновационными экосистемами Европы, Азии, США и Индии о подключении к нашему проекту и планируем помогать российским инновационным стартапам выходить на зарубежные рынки", - поделился планами Владимир Хренков.

Акселератор MTS StartUp Hub станет ключевым элементом системы взаимодействия оператора с молодыми технологическими компаниями. Как уточнили в компании, упростится процедура закупок и юридические аспекты сотрудничества. В результате, например, время оформления документации, связанной с внедрением партнерских инноваций, сокращается в разы. Кроме того, МТС открывает для разработчиков доступ к API продуктов.

Как отметили в пресс-службе ООО "Т2 Мобайл" (Tele2), акселераторы являются хорошим инструментом поиска идей и партнерств. В свою очередь, Tele2 сотрудничает с различными фондами и акселераторами в сфере развития информационных технологий и телекоммуникаций. В частности, Tele2 с ФРИИ и "Сколково" в прошлом году отсмотрели свыше тысячи стартапов.

В ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") поделились информацией о том, что в 2017 г. запустили Beeline Innovation Lab (подразделение, которое сочетает в себе инновационную лабораторию и акселератор, помогая стартапам выстроить бизнес-модель и доработать продукт для совместного запуска в рамках основного бизнеса "Билайна").

Как рассказали в пресс-службе "ВымпелКома", изначально оператор обозначил свой интерес в поиске перспективных стартапов в сферах геолокационных сервисов, big data и платежных систем. При работе Beeline Innovation Lab компания обратила внимание еще и на сферы финтеха, AR и VR, аудио- и видеостримминга, игровую сферу, M2M, рекламные технологии, контроль за состоянием здоровья и на социально ориентированные решения.

В 2017 г. в воронку Beeline Innovation Lab попали более 10 тыс. стартапов, включая проекты из акселератора GenerationS. В итоге с более 300 проектами "ВымпелКом" рассмотрел модели сотрудничества и на сегодняшний день около 10 разработок внедряются. В прошлом году компания имплементировала два решения в сфере диджитал-инноваций для людей с инвалидностью и HR. Кроме этого, два стартапа при поддержке оператора представили свои решения на конференции 4YFN на Мобильном конгрессе в Барселоне. Речь о "Перчатке Брайля" и Tusion, помогающих решать проблемы в общении людям с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата.

Как рассказали в пресс-службе "ВымпелКома", компания сотрудничает с ведущими технологическими площадками, которые помогают в поисках потенциально интересных стартапов. В их числе Российская венчурная компания (РВК), "Сколково", ФРИИ и GoTech.

Директор по акселерации по направлению "Телекоммуникации" ИТ-кластера фонда "Сколково" Анастасия Демидова обратила внимание на актуальный тренд на создание структур внутри оператора для фокусной работы со стартапами.

Специалист "Сколково" объяснила создание собственного акселератора МТС тем, что у институтов развития и корпоративных акселераторов разная экспертиза и разные зоны ответственности. Именно поэтому они не конкурируют, а напротив, становятся очень эффективной связкой для развития инновационных проектов от момента их отбора до успешного внедрения/заключения контракта о закупке и/или инвестиционной сделке. Она привела в пример то, что для успешного полета нужна профессиональная работа как наземных служб аэропорта, так и производителей самолетов и авиакомпании.

В подтверждение своих слов, Анастасия Демидова добавила, что "Сколково" сотрудничает с командой нового акселератора МТС. "Нам уже удалось продемонстрировать высокое качество компаний - участниц "Сколково" и уровень ведения совместных проектов по внедрению. Поэтому уже на старте мы договорились о том, как акселератор позволит усилить и масштабировать наше партнерское взаимодействие", - сказала она.  

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын полагает, что создание собственного акселератора можно объяснить тем, что инновационный центр не может предоставить данные об абонентах оператора стартапам, разрабатывающим решения в сферах искусственного интеллекта и больших данных. По его словам, здесь встает вопрос о правах и ответственности. 

Леонид Делицын считает, что внутри своего акселератора оператору проще подписать со стартапами документы о порядке предоставления данных, а в содружестве с институтами развития может возникнуть колоссальная неразбериха - кто за что отвечает.

Старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич, отвечая на тот же вопрос, заметил, что оператор может попытаться обеспечить себе эксклюзивный доступ к контенту разработок и инновационных внедрений. Тем самым он получит преимущество перед другими компаниями сектора. Также он подчеркнул, что в рамках акселерационного центра компания может сосредоточиться на привлечении именно тех разработок, которые интересны оператору.

Рассуждая на тему того, возможна ли ситуация, при которой все операторы создадут собственные акселераторы и перестанут обращаться к инновационным площадкам, Леонид Делицын сказал, что операторы могут перестать обращаться к площадкам. Но при этом площадки не перестанут предлагать операторам покупать доли в выращиваемых стартапах. "Роль площадки - в идеале - состоит в том, чтобы распознать потенциал роста, объяснить его стратегическому и финансовому инвестору и убедить их вложиться", - заметил аналитик "Финама".