"Сколково" создает адресные акселераторы
Фонд "Сколково" создаст корпоративные акселераторы, которые помогут крупным компаниям ускорить внедрение инновационных разработок в производство. Фонд поможет компаниям разработать требования к инновационным проектам с учетом того, какие технологии им необходимы, затем проведет экспертную оценку проектов и поможет стартап-командам взаимодействовать с потенциальными заказчиками технологии.
"Для оценки проекта мы можем привлечь около 700 внешних экспертов в различных отраслях. Для реализации программы акселерации мы готовы предоставить услуги свыше 250 менторов, более 25 проектных менеджеров и 20 директоров по акселерации", - сообщил старший вице-президент по инновациям фонда "Сколково" Кирилл Каем.
Фонд уже помог привлечь свыше 1100 заявок на конкурс инновационных проектов "Вектор", проводимый государственной корпорацией (ГК) "Росатом". Госкорпорация отобрала более 340 заявок, основываясь на мнении свыше 100 экспертов. Как пояснили в "Сколково", в марте "Росатом" выберет из этого числа пять проектов-победителей, которые будет финансировать создаваемый ГК корпоративный венчурный фонд с капиталом 6 млрд руб. или уже существующие бизнес-дивизионы.
Генеральный директор ООО "Атоминвест" (входит в ГК "Росатом") Андрей Кладков сообщил, что компания выбрала "Сколково", поскольку доверилась его опыту. Изначально "Атоминвест" планировал привлечь З00 проектов.
В партнерстве с фондом реализовала свой конкурс проектов и компания SAP. Она отобрала 25 проектов из 85 заявок. Как уточнили в "Сколково", некоторые решения уже внедрены в производство.
По мнению руководителя федерального стартап-акселератора GenerationS Екатерины Петровой, запуск программы для внедрения инноваций в крупных компаниях фондом "Сколково" - новый шаг к расширению спектра возможностей стартапов и развитию инновационной экосистемы. Практика GenerationS доказывает эффективность инструмента "открытых инноваций" в корпоративном секторе, а формат акселератора активно распространяется и интегрируется в деятельность корпораций как надежный способ привлечь разработчиков.
Например, GenerationS использует модель корпоративных акселераторов с 2015 г. По словам Екатерины Петровой, каждый индустриальный трек акселератора собирает проекты под интересы определенного корпоративного заказчика. Например, в этом году РВК проводит акселератор на базе полигона "Умная фабрика", строительством которого занимается структура "Ростеха" - предприятие "ОДК-Сатурн". Отбор проектов для программы на "Умной фабрике" пройдет по итогам очного отбора в трек TechNet акселератора GenerationS. Екатерина Петрова добавила, что аналогичная модель используется для всех треков GenerationS.
Непосредственное участие в отборе и акселерации проектов GenerationS в каждом сезоне акселератора принимает около 20 российских корпораций. За время работы проекта партнерами становились Qiwi, Московская биржа, Visa, Райффайзенбанк, НПО "Сатурн", ОАО "Красцветмет", Faberlic, "СТС-медиа" и др. По итогам акселератора партнеры GenerationS продолжают работу с выпускниками.
Екатерина Петрова также поделилась некоторыми результатами работы акселератора GenerationS. Так, выпускник прошлого года, комплекс для распознавания документов в электронном виде и удаленной идентификации клиентов по биометрии лица OzPhotoExpert уже стал частью "Сбербанк Страхования", PaySend, Qiwi и других российских и зарубежных организаций. Биржа Suretly заключила партнерство с Qiwi и привлекла $2,8 млн в ходе ICO, партнерами разработчиков платформы для управления промышленными роботами RCML стали два крупнейших мировых производителя промышленных роботов - KUKA (Германия) и FANUC (Япония). Их разработка была включена в проект "Фабрики будущего" рабочей группы TechNet "Национальной технологической инициативы" (НТИ), реализуемый совместно с НПО "Сатурн".
Примером узкоспециализированного взаимодействия может стать партнер GenerationS 2015 г. и 2016 г., а также учредитель специальной номинации 2017 г. "Биотехнологии и геномика в агропромышленном комплексе" компания ЭФКО и ИЦ "Бирюч", на базе которого проходила акселерационная программа трека AgroBioTech & Food. По словам Екатерины Петровой, компания сотрудничает с GenerationS уже третий год и, взаимодействуя с разработчиками, либо формулирует задачи на конкретные прикладные разработки, либо незамедлительно внедряет в производство перспективные технологии.
С 2017 г. GenerationS создает персонализированные программы по запросу партнера, направленные на специфику решаемых задач и самой отраслевой принадлежности проектов. Например, новый для GenerationS трек, который был запущен в прошлом году, Dual Technologies, направлен на подготовку проектов к инвестиционному комитету инвестиционных фондов-партнеров.
Руководитель GenerationS отметила, что пока наибольший интерес к модели корпоративных акселераторов проявляет крупный бизнес из быстроразвивающихся отраслей - например, IT или банковских технологий. Однако спрос на инновации растет и в традиционных отраслях - АПК, металлургии, электроэнергетике, машиностроени и др.
"Стоит отметить вовлечение крупных игроков из новых отраслей, в том числе медиаиндустрии: партнером трека Creative в этом году выступил холдинг "СТС Медиа". Трек-сателлит Dual Technologies, впервые представленный в этом году, поддержали такие крупные компании в сфере ОПК, как "Воентелеком", "Росэлектроника" и ПАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина", которые активно участвуют во внедрении инновационных решений, предлагаемых в рамках GenerationS, в свои технологические цепочки", - привела примеры Екатерина Петрова.
В пресс-службе Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) отметили, что без участия корпораций и крупного бизнеса развитие венчурного рынка невозможно. "При этом крупный бизнес, в том числе представители госкомпаний, пока еще не привыкли покупать технологии на рынке. Exit-ы поздних раундов, как известно, достаточно редкое явление. Бизнес предпочитает привычные вложения в r&d", - сообщили в пресс-службе.
В ФРИИ системно развивают венчурный рынок и регулярно проводят обучение сотрудников корпораций работе с инновациями и стартапами.
В 2017 г. ФРИИ провели обучение сотрудников таких компаний как ПАО "Сбербанк", "Газпром нефть", Аэрофлот, ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "Ростелеком", ФГУП "Почта России" на специальном открытом курсе "Стартапы для бизнеса".
ФРИИ проводит с компаниями и совместные акселераторы. Фонд запустил серию отраслевых акселераторов с 2016 года по направлениям: digital health, финтех, медиа, hardware и ряд других. Партнеры ФРИИ в этом направлении – больше 200 компаний, среди них — "Ростелеком", Сбербанк, Bayer, РЖД, Rambler, Росатом, группа компаний ГАЗ, Русал, Билайн, группа компаний Абсолют, Атон, Ашан, ЦППК, Schnieder Electric, SAP, InTouch, Росэлектроника, ВЭБ, Inditex, BMW, группа компаний Новард, Michelin, Otto Group и др.
Как сообщили в пресс-службе ФРИИ, за прошлый год Фонд запустил 50 пилотных проектов стартапов с бизнесами разных отраслей, больше сотни в процессе согласования. В прошлом году были также запущены партнерства по акселерационным программам с Х5 Retail Group, компаниями Ростелеком, Первый Бит, Hearst Shkulev, Tribuna Digital.
"К примеру, совместно с "Первый БИТ" мы искали ИТ-стартапы сегмента B2B. Компании были интересны решения, которые могут быть полезны компаниям-клиентам. Результатом акселератора стали сделки в несколько технологических компании, ряд пилотов", - рассказал представитель пресс-службы ФРИИ.
На данный момент идет сбор заявок от стартапов в совместный акселератор ФРИИ с "Ростелекомом". Как уточнили в пресс-службе Фонда, это программа для IT-стартапов из сфер ПО для виртуализации телекоммуникационных сетей ЦОДов, Интернета вещей, индустриального интернета, кибербезопасности, видеоаналитики, технологий компьютерного зрения, connected cars, дронов и "умных автомобилей".
Как пояснили в ФРИИ, со стартапами, прошедшими отбор, представители "Ростелекома" проведут консультации и будут наблюдать за динамикой их развития, а с лучшими командами по результатам программы обсудят возможность дальнейшего взаимодействия в одном из форматов: запуск пилота, заключение партнерского соглашения, инвестиции в стартап или покупка бизнеса. В свою очередь эксперты акселератора ФРИИ помогут командам протестировать спрос, выйти на новые рынки, настроить маркетинг и продажи. "Выпускники совместной акселерационной программы, сумевшие показать успешный бизнес-результат, могут претендовать на инвестиции от ФРИИ до 25 млн рублей на стадии seed, а в дальнейшем — раунда А до 324 млн рублей", - добавили в пресс-службе Фонда.
Старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич уверен, что внедрение новых технологий и решений на их базе в рамках работы крупных компаний необходимо для того, чтобы корпорации следовали в ногу со временем. По его словам, использование новейших технологий позволит компаниям улучшить работу и финансовые показатели, как за счет повышения конкурентоспособности и оптимизации себестоимости их продукции, так и за счет снижения расходов. Корпоративные акселераторы напомнили Богдану Зваричу активное развитие НИОКР. Однако если в рамках НИОКР проекты рождались внутри компании, то здесь идет речь о привлечении сторонних идей с последующей их реализацией.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын полагает, что в случае крупного бизнеса хорошо работают два варианта - разработки, воплощающие видение топ-менеджмента, и покупка компаний с готовым продуктом.
"В первом случае энергии верховных руководителей иногда может оказаться достаточно, чтобы продавить решения, которые кажутся неэффективными, дорогими и бесполезными менеджерам менее высоких звеньев и которые корпорация всеми силами пытается затормозить. Если визионером оказывается разработчик или менеджер невысокого уровня, то его предложения обычно разбиваются о необходимость выполнения краткосрочных планов по продажам и прибыли. Во втором случае корпорация не может затормозить чужеродную разработку, поскольку она уже продается на рынке", - объяснил он.
Что касается корпоративного акселератора, то Леонид Делицын предположил, что потребность в нем может отвечать ситуации, когда у топ-менеджмента сильных идей нет и подходящих на рынке объектов для поглощения тоже нет, зато есть армия из сотен или тысяч экспертов, которые знают, как вещи делать правильно в принципе. "Из этого отнюдь не следует, что они нашли решение задачи, стоящей перед данной компанией. Но если такое решение кто-нибудь принесет, то эти эксперты, консультанты и менторы теоретически могут помочь его не угробить", - считает он.
По мнению Леонида Делицына, успех корпоративных акселераторов будет определяться не наличием структур и экспертов по инновационным проектам вообще, а наличием бизнес-ангелов, разбирающихся в конкретной отрасли.
"Без конкретной отраслевой экспертизы акселератор может помочь отсечь совсем слабые проекты и оставить на плаву довольно приличные. Однако все эти, в принципе, достойные проекты могут в итоге оказаться неинтересны стратегу по причинам, с которых мы начали: либо попросту недостаточно понравятся топ-менеджменту, чтобы в их внутреннее продвижение включился административный ресурс, либо еще не выйдут на такой уровень продаж, при котором стратегу придется задуматься о покупке. Ведь у стратега почти всегда есть вариант подождать, посмотреть, как проект развивается своими силами", - заметил аналитик "Финама".
-
03.11.2017Нефтегазовый акселератор G100K расширяет сеть
-
09.02.2018Стартапы хотят послужить стране