Беспилотникам добавят недостающее звено
Рабочая группа по беспилотным автомобилям, созданная при Экспертном совете по развитию цифровой экономики, в сентябре проведет первое заседание. Группа намерена уже в этом году подготовить рекомендации и проекты законов, направленных на правовое регулирование отрасли беспилотных автомобилей, которое позволит применять их на дорогах общего пользования. Без этого, как считают в рабочей группе, невозможна обкатка беспилотных систем в реальной обстановке и сбор дополнительных данных, необходимых для работы беспилотников.
Координатором рабочей группы по беспилотным автомобилям является учредитель АНО "ПравоРоботов" Никита Куликов. Рабочая группа находится под патронатом депутата Госдумы от фракции "Единая Россия" Дениса Москвина. Он возглавляет Экспертный совет по развитию экономики нового технологического поколения при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
Как рассказал корреспонденту ComNews Никита Куликов, он выступил инициатором создания рабочей группы, среди участников которой - российские разработчики данной технологии (например, ГК VolgaBus, Avrora Robotics), Гильдия автошкол, страховщики и транспортные компании. Он отметил, что пока с рабочей группой и с АНО "ПравоРоботов" не сотрудничают ГАЗ и КАМАЗ.
По словам Никиты Куликова, для развития отрасли беспилотных автомобилей необходимы законодательные инициативы. "Ряд стран, такие как США, Германия, Сингапур, уже в первых кварталах 2017 г. начали принимать соответствующие законы и, следовательно, тестируют технологии и привлекают инвестиции, - напомнил он. - В России в рамках Национальной технологической инициативы было утверждено направление AutoNet, которое за прошедшие два года только смогло согласовать дорожную карту, определяющую поэтапное развитие беспилотников. В соответствии с данным документом разработка законодательного регулирования беспилотных автомобилей запланирована только на 2019 г.". В проекте программы "Цифровая экономика" сказано, что ко II кварталу 2019 г. России предстоит отрегулировать правовые вопросы робототехники и искусственного интеллекта.
Никита Куликов уверен, что необходимо как можно скорее начинать формировать законодательные инициативы. "Мы знаем, что в России есть разработчики с уже готовыми тестовыми образцами беспилотных автомобилей, которые можно начинать тестировать. Более того, эти тестовые образцы уже можно и нужно выпускать на дороги общего пользования для сбора дополнительных данных и обкатки систем в реальной обстановке", - считает Никита Куликов.
В сентябре состоится первое заседание рабочей группы по беспилотным автомобилям. По оценкам Никиты Куликова, участники группы хорошо разбираются в вопросах госрегулирования, знакомы с ключевыми представителями отрасли и законодателями, так что "вполне реально успеть принять соответствующие поправки и рамочный закон уже в I квартале 2018 г.". Первое, что рабочая группа хочет сделать, это включить термин "беспилотный автомобиль, или автобот" в Правила дорожного и движения. Второе - как можно скорее принять рамочный ФЗ, позволяющий использовать беспилотники на дорогах общего пользования.
Исполнительный директор транспортной компании Traft Артур Мурадян напомнил, что его компания входит в рабочую группу. Он считает, что первый проект федерального закона возможно будет создать уже в осеннюю сессию Госдумы. Причем, по его оценкам, это должен быть именно отдельный, уникальный, специализированный законопроект, а не ответвление уже существующих.
Traft заинтересован в том, чтобы начать тестировать беспилотники на дорогах общего пользования. "Сейчас приходится адаптировать тесты под действующее законодательство - перекрывать дорогу для других машин, осуществлять перевозку только методом контролируемого "платунинга" в виде эшелона с обычными автомобилями, ставить сопровождающие машины аварийных комиссаров с проблесковыми маячками и т.д. Закон, который разрешает тестирование на дорогах общего пользования без адаптации, сильно продвинет нас и наших индустриальных партнеров в разработках", - считает он.
Директор департамента продаж компании "Ингосстрах" Алексей Власов сообщил, что компания заинтересована вступить в рабочую группу. Однако, на его взгляд, качественно разработать соответствующий законопроект в указанные сроки невозможно. "В настоящий момент реальная необходимость в быстром принятии такого закона отсутствует, поскольку даже в мировой практике полностью автономные беспилотные автомобили пока только проходят испытания. Относительно выгоды - четкое правовое регулирование позволит потенциальным владельцам оценить все риски и сделать осознанную покупку. Сейчас при неопределенности правового статуса беспилотного ТС у владельца могут возникнуть неожиданные риски - эта неопределенность снижает спрос", - пояснил он.
Президент компании - разработчика искусственного интеллекта нового поколения "Мивар" доктор технических наук Олег Варламов считает, что законодательное оформление беспилотного автотранспорта - крайне сложный вопрос. С одной стороны, нужно придать статус транспорту, управляемому искусственным интеллектом. "С другой стороны, технологии, на которых сейчас создаются беспилотные автомобили, не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед ними. Нельзя гарантировать, что пассажиры или другие участники движения будут в безопасности в случае появления беспилотного автотранспорта на дорогах общего пользования", - предостерегает он.
По его мнению, необходимо преодолеть разобщенность групп активистов, которые, борясь за госфинансирование, больше усилий тратят на борьбу друг с другом, чем на разработку нормативно-правовой базы. Для регулирования отрасли беспилотников потребуется гармонизация целого ряда уже действующих актов, а также целая система подзаконных актов. "Например, урегулировать отношения владельца беспилотного авто и страховой компании или предусмотреть возможность возникновения операторов беспилотных такси и парка автодронов в логистических компаниях, - считает он. - Словом, закон нужен, но подойти к его созданию необходимо с умом, чтобы деньги не были потрачены впустую и затем не пришлось создавать новую рабочую группу".
Директор по коммуникациям Uber в России и СНГ Ирина Гущина подчеркнула, что развитие беспилотных технологий - важное направление для Uber. "Мы начали работу в этой сфере несколько лет назад, и уже провели тестовые запуски в штате Пенсильвания на дорогах общего пользования. Конечно, пока рано говорить о массовом внедрении этой технологии, еще многое предстоит сделать, чтобы обеспечить надежную работу беспилотных машин в любых погодных условиях или в неожиданных ситуациях, например, при проведении дорожных работ", - говорит она. По ее словам, усилия Uber по развитию и внедрению технологии беспилотных автомобилей сфокусированы на США, поэтому компания пока не участвует в дискуссиях по поводу регулирования этого сектора в России.
Напомним, АНО "ПравоРоботов", руководителем которого выступает Никита Куликов, 7 июля было зарегистрировано в Минюсте. "ПравоРоботов" входит в Экспертный совет по развитию экономики нового технологического поколения. "ПравоРоботов" объединяет представителей российского ИT-рынка и экспертов в области права и планирует стать одной из ключевых площадок подготовки законодательных инициатив в области цифровой экономики - в сферах беспилотных транспортных средств, BigData, блокчейн-технологий, криптовалюты и др.