© ComNews
06.07.2017

По данным совместного исследования SAP СНГ и НП "Руссофт", в 2017 г. экспортная выручка российских производителей программного обеспечения (ПО) вырастет на 15,4%. 72% российских ИТ-компаний находятся в процессе создания экспортных продуктов либо уже имеют готовые решения. Еще 20% компаний планируют реализовать свое присутствие на международном рынке в ближайшие два-три года.

Для подготовки совместного исследования под названием "Перспективы российских ИТ-разработок на глобальном рынке" SAP СНГ и НП "Руссофт" было опрошено 239 ИТ-компаний, работающих на корпоративном рынке. По данным исследования, совокупная экспортная выручка российских производителей ПО за прошлый год выросла на 18,8%, а в 2017 г. ожидается рост на 15,4%.

Как пояснил корреспонденту ComNews главный аналитик НП "Руссофт" Дмитрий Желвицкий, то, что опрошенные компании указывают меньший рост в 2017 г., не означает обязательное замедление: многие при проведении опроса не могли прогнозировать.

"Мы не изучали объем рынка, мы спрашивали участников опроса о том, как, по их мнению, вырастет или уменьшится их выручка от экспорта", - ответил ComNews представитель пресс-службы SAP СНГ. Дмитрий Желвицкий сказал, что SAP СНГ указал в исследовании не рост экспорта всех российских софтверных фирм, а рост совокупной экспортной выручки опрошенных компаний, работающих на корпоративном рынке.

По словам президента НП "Руссофт" Валентина Макарова, более реалистичное отражение ситуации в части зарубежных продаж отечественного ПО будет по результатам ежегодного исследования ассоциации. "Но эти результаты станут известны только к сентябрю, когда мы завершим исследование с использованием всех источников, - рассказал ComNews Валентин Макаров. - Пока можно только прогнозировать, что объем зарубежных продаж ПО в 2016 г. составил $7,5 млрд, а рост продаж достиг 10-12%. Прогноз на 2017 г. составляет $9-$9,4 млрд при росте в 12-13%".

По данным совместного исследования SAP СНГ и НП "Руссофт", 72% опрошенных российских ИТ-компаний, работающих на корпоративном рынке, находятся в процессе создания экспортных продуктов либо уже имеют готовые решения. Еще 20% компаний планируют реализовать свое присутствие на международном рынке в ближайшие два-три года. "Только 10-15% ИТ-компаний не думают о зарубежных рынках", - заметил Валентин Макаров.

Согласно исследованию, одним из основных сдерживающих факторов выхода российских производителей ПО на зарубежные рынки является ограниченный доступ к финансовым ресурсам (венчурный капитал, льготное кредитование). "52% респондентов отметили нехватку средств на маркетинг, еще 33% указали на недостаток финансирования перспективных разработок", - сообщили в SAP СНГ. Другим немаловажным сдерживающим фактором является недостаток компетенций для продвижения своих решений за рубежом, в том числе слабые маркетинг и продажи. Третий сдерживающий фактор - специфичность российского рынка и необходимость существенно адаптировать российские решения и стандарты для зарубежных заказчиков.

"Объективно российские компании-разработчики, то есть фирмы, основная часть персонала которых находится в России, а основная часть выручки приходится на рынок РФ, имеют очень много проблем с выходом на международный рынок. Это и специфические для России правила оформления экспортных сделок, и высокий уровень налогов на фонд оплаты труда (даже с учетом льгот). Это и проблемы с доступом к дешевым длинным деньгам, это и во многом утраченный за последние 25 лет научный потенциал в сфере высоких технологий, и много чего еще", - ответил ComNews директор департамента ИТ и облачных сервисов J'son & Partners Сonsulting Александр Герасимов.

Исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) "Отечественный софт" Евгения Василенко сказала корреспонденту ComNews, что у экспорта программных продуктов есть безусловные преимущества. По ее словам, прежде всего - это неограниченные возможности по тиражированию продукта, отсутствие вопросов логистики и физической доставки товара.

"Для развития экспорта в первую очередь важны благоприятные условия внутри страны. Это и комфортный налоговый режим, и доступ к заказчикам, и квалифицированные кадры. Вывод продукта на новые рынки неизбежно сопряжен с затратами - на продвижение, адаптацию продукта, сопровождение. Поэтому многие компании стремятся в первую очередь завоевать прочные позиции на внутреннем рынке, сформировать за счет этого ресурсы для экспорта. Важной помощью экспортерам со стороны государства будет субсидирование затрат, связанных с выходом на новый рынок. Это и аналитические отчеты, и зарубежное патентование, и участие в международных мероприятиях, а также доступные займы на развитие экспорта. По ряду этих направлений работа уже идет. Но, к сожалению, не все мероприятия, реализуемые государством, применимы к ИТ-отрасли, так как у нас есть своя специфика", - прокомментировала Евгения Василенко.

Помимо этого, добавила она, сейчас в России экспортеры проходят строгий валютный контроль. "Это дополнительная бюрократическая нагрузка на компании. Сейчас совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и Банком России мы работаем над тем, чтобы интересы отрасли были учтены в обновленных документах по данному вопросу", - заключила Евгения Василенко.

Если говорить о драйверах и сдерживающих факторах в продвижении отечественного ПО на западных рынках, то вице-президент Parallels Николай Добровольский сфокусировался бы на удобстве и простоте для пользователей. "На мой взгляд, мы научились делать первоклассные, технически безупречные вещи, которыми, к сожалению, далеко не всегда комфортно пользоваться", - заметил в беседе с ComNews Николай Добровольский.

Из исследования SAP СНГ и НП "Руссофт" следует, что ведущие эксперты ИТ-индустрии не рекомендуют компаниям выходить на глобальный рынок с традиционными бизнес-приложениями (ERP, CRM, BI, бухгалтерия, кадровый учет и т. д.), так как на мировом уровне этот рынок уже давно устоялся и распределен между крупными фирмами. "При выборе перспективных направлений эксперты советуют фокусироваться на более узких и технологически сложных нишах, что позволит использовать сильные стороны российских разработчиков - хорошую математическую подготовку, способность создавать сложные продукты и нестандартные решения", - сообщили в SAP СНГ.

По мнению экспертов, одной из наиболее перспективных ниш для российских ИТ-компаний является платформенное и инфраструктурное ПО (платформы разработки бизнес-приложений, портальные и интеграционные решения, продукты в области информационной безопасности и управления ИТ-инфраструктурой, решения в области высокопроизводительных вычислений и инфраструктуры больших данных). Вторая ниша - инженерное и научное ПО (сегмент сложного математического, симуляционного и научного программного обеспечения, в том числе решения в области искусственного интеллекта, распознавания образов, компьютерного зрения, моделирования сложных физических процессов и т.д.).

"Помимо общей оценки экспортного потенциала, важной целью нашего исследования было дать практические советы и рассказать о возможных способах выхода на зарубежные рынки, - отметил генеральный директор SAP СНГ Павел Гонтарев. - Например, крупные международные игроки заинтересованы в партнерстве с местными производителями и могут предоставить свои ресурсы для продвижения перспективных решений, что в ряде случаев может оказаться самым простым выходом".

Напомним, что в 2016 г. SAP включил в глобальный прайс-лист продукт, разработанный совместно с российским АО "ГИС-АСУпроект" (бренд OIS), - систему SAP Upstream Field Activity Manager by OIS (UFAM) для нефтегазовой отрасли (см. новость ComNews от 16 декабря 2016 г.).

Павел Гонтарев вчера сказал корреспонденту ComNews, что компания уже обсуждает вопрос по включению в глобальный прайс-лист трех-четырех российских фирм. О каких именно компаниях идет речь, он не уточнил. Он только добавил, что эти компании разрабатывают решения в области больших данных.

По словам Николая Добровольского, представленные результаты исследования под названием "Перспективы российских ИТ-разработок на глобальном рынке" выглядят вполне реалистично. "Например, в структуре доходов Parallels на Россию приходится 1% от общего объема реализации нашего программного обеспечения в мире. Более 40% в доле наших продаж - США, порядка 30% - Евросоюз, преимущественно Германия и Великобритания, Япония и страны Азии составляют 20%. Мы отмечаем устойчивый интерес со стороны зарубежных пользователей к нашим разработкам", - заключил Николай Добровольский.

Статьи по теме