10.07.2017

Какова основная аудитория облачных сервисов на современном этапе? Какие функции этих сервисов наиболее востребованы? Специфика использования облачных служб компаниями различного размера.

 

Процесс перехода бизнеса от использования собственной IT-инфраструктуры к облачным сервисам набирает обороты. Еще не так давно выбор в пользу облака казался многим неоднозначным, однако в последние годы рынок пережил настоящий тектонический сдвиг. Перспективность облачных технологий стала абсолютно очевидной. Даже самые ярые поклонники традиционной IT-инфраструктуры оказались вынуждены несколько изменить вектор своего внимания.

Ситуацию прекрасно иллюстрируют слова Дэна Райта, управляющего директора компании saberVox: "Рассуждения конкурентов о том, имеет ли смысл переходить в облако, вызывают у меня улыбку. Для меня их слова означают лишь одно: скоро их клиенты придут ко мне".

С утверждением Райта трудно спорить: в некоторых сферах правила игры уже предполагают, что бизнес либо активно работает с облачными системами, либо уходит с рынка. И есть все основания полагать, что с течением времени подобные правила будут охватывать все новые и новые сферы.

Исследование, проведенное Spiceworks для корпорации Microsoft, продемонстрировало, что чаще всего облачные службы применяются для веб-хостинга (в подобном контексте их использует 75 % респондентов), повышения производительности (55 %), размещения электронной почты (54 %), а также фильтрации веб-содержимого (45 %).

Перенос офисных приложений и служб размещения в облако, показало то же исследование, приводит к снижению расходов в среднем на 20 %. Впрочем, сокращение затрат на IT – только четвертая по популярности причина перехода на облачные технологии (о ней упомянули 44 % опрошенных). Уменьшение сложности IT в качестве причины назвали 45 % респондентов, повышение доступности – 51 %, а упрощение управления IT – 58 %.

В авангарде движения по оптимизации бизнес-процессов с использованием облачных сервисов встали крупные международные компании, которые обладают достаточным капиталом и могут позволить себе определенные эксперименты.

Вскоре за лидерами своих секторов потянулись представители среднего и малого бизнеса, без участия которых о полноценной экспансии новой технологии говорить не приходится. Руководители небольших предприятий быстро сориентировались в ситуации, оценили потенциальные бенефиты от перевода IT-инфраструктуры в облако и начали действовать.

Эксперты прогнозируют, что к 2020 г. с облачными технологиями в той или иной мере будет иметь дело 78 % компаний, представляющих малый и средний бизнес. Для сравнения: по состоянию на 2015 г. данный показатель не превышал 40 %.

Итак, на сегодняшний день облачными технологиями пользуются компании самых разных размеров. Однако IT-инфраструктура маленького туристического агентства разительно отличается от IT-инфраструктуры международной нефтяной корпорации. А значит, потребность каждой отдельно взятой компании в облачных сервисах имеет свою специфику.

Облачные технологии подходят для бизнеса разных размеров

 

Гибкость – основное оружие малого бизнеса в борьбе с крупными конкурентами. Возможность делегировать IT-задачи специализированным компаниям позволяет небольшим фирмам стать более гибкими, чтобы моментально подстраиваться под любые изменения конъюнктуры рынка.

Отдельно стоит упомянуть о компаниях, находящихся на ранних стадиях развития. Бурный рост, к которому стремится любой предприниматель, помимо возможностей, несет и определенные проблемы. При расширении бизнеса непрерывно возрастают потребности в вычислительных мощностях.

Апгрейд собственного центра обработки данных – это дорога с односторонним движением. Купив и установив новое оборудование, вы будете вынуждены нести связанные с его обслуживанием расходы даже в том случае, если часть вычислительных мощностей окажется в какой-то момент невостребованной.

При использовании облачных технологий всегда есть пространство для маневра. Если компания столкнулась с кризисом, можно временно отказаться от лишних ресурсов, если дела идут в гору – приобрести дополнительные мощности.

В период с 2012 г. по 2016 г. суммарная прибыль малого бизнеса (по миру в целом), полученная за счет внедрения облачных технологий, возросла с $12,8 млрд до $43,2 млрд. Небольшие фирмы, сделавшие выбор в пользу облака, отмечают значительное повышение производительности и уровня безопасности, а также снижение расходов.

Наибольший интерес малый бизнес проявляет к модели SaaS и полному размещению в облаке.

Современные службы для совместной работы позволяют значительно ускорить процесс решения самых разных задач. Простой пример: в запущенную с облачного сервера таблицу в Excel могут параллельно вносить изменения сразу несколько бухгалтеров. При этом интерфейс сервиса ничем не отличается от своего устанавливаемого аналога. Скорость работы при использовании основных функций тоже не вызовет нареканий. Словом, если сроки поджимают, а сделать нужно еще очень много, запущенный с облака Excel (или любой другой сервис Microsoft) может стать настоящим спасением.

Приложения для ведения бухгалтерского учета и управления финансами занимают третье место в рейтинге наиболее популярных в сегменте малого бизнеса облачных сервисов. На долю таких приложений приходится 6,9 % от общего спроса.

На второй строчке рейтинга единолично расположился сервис Microsoft Office 365 с результатом 7,5 %.

Наибольшей же популярностью пользуются приложения для резервного копирования и архивации данных. На них приходится 10 % от общего спроса.

 

Политика представителей среднего бизнеса в отношении облачных сервисов во многом схожа с подходом бизнеса малого. В обоих случаях одна из основных задач заключается в том, чтобы синхронизировать расходы на вычислительные мощности с текущими потребностями компании.

Но есть и нюансы. Представители среднего бизнеса нередко располагают внушительной IT-базой, накопленной за годы работы, и они не готовы полностью уничтожать имеющуюся инфраструктуру для создания новой. Именно поэтому они проявляют повышенный интерес к гибридным решениям, при которых облачные сервисы расширяют имеющуюся систему.

Кроме того, среднему бизнесу гораздо ближе модель IaaS, нежели SaaS. Очевидно, это связано с большей потребностью в контроле.

В списке наиболее популярных у среднего бизнеса облачных приложений сервисы для осуществления научной деятельности и проектирования (14,4 % от общего спроса), обеспечения непрерывности бизнес-процессов и аварийного восстановления данных (15,3 %), начисления заработной платы (29,8 %).

 

Для больших компаний строительство собственных дата-центров продолжает оставаться обычной практикой. Однако это вовсе не означает, что лидеры в своих областях готовы игнорировать возможности IT-аутсорсинга.

Крупный бизнес весьма активно пользуется услугами провайдеров облачных услуг. С какой целью? Эксперт из RRC Group, предлагающей свою облачную платформу Bento Cloud, поясняет: "Для того чтобы сохранять свои позиции, лидерам рынка приходится постоянно совершенствоваться. Крупные компании пребывают в перманентном состоянии поиска новых подходов к взаимодействию с аудиторией. Периодически они запускают высокорисковые проекты, не привязанные непосредственно к основному бизнесу, с целью прозондировать какое-либо потенциально интересное направление.

Создавать под каждый из таких проектов стационарную IT-инфраструктуру не имеет смысла. Гораздо целесообразнее арендовать вычислительные мощности на определенный период времени. Именно так и поступают в большинстве случаев крупные компании".

Весьма популярна среди брендов с мировым именем, к примеру, облачная платформа MS Azure. Компания Henkel с помощью Azure сумела всего за пять месяцев перевести 40 тыс. сотрудников со старой версии Microsoft Office на новую. Скоординировать масштабную маркетинговую кампанию Heineken в 2012 г. также помогла эта платформа.

Разумеется, крупные компании стремятся иметь в своем распоряжении максимум рычагов для управления системой, а потому интересуются в первую очередь частными облаками для размещения на собственных площадках.

 

Рынок информационных технологий непрерывно эволюционирует. Новые версии софта устаревают и становятся достоянием истории все быстрее.

Поддержание эффективности устаревшего оборудования обходится очень дорого. Подписка на обновления программного обеспечения тоже требует значительных затрат (20-30 % от стоимости софта в год). При этом цикл жизни программного продукта, как правило, длится от 5 до 7 лет, после чего он прекращает поддерживаться разработчиком.

Подход "купил и забыл" просто не работает, когда речь идет о создании собственного дата-центра. Владение оборудованием связано с целым рядом сопутствующих сложностей, а IT-аутсорсинг позволяет их избежать. В подобных обстоятельствах нет ничего удивительного в том, что небольшие фирмы и огромные корпорации массово перекраивают свои бюджеты и разворачиваются в сторону облачных технологий.

 

И все же, есть ли что-то общее между всеми компаниями, переходящими на облако? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Он скрывается глубоко в недрах, на уровне самой философии бизнеса.

Закрытые от всего нового, "законсервировавшиеся" компании продолжают искать оправдания собственному нежеланию меняться, даже когда необходимость трансформации совершенно очевидна. А их соседи по рыночной нише в это время делают уверенный шаг на новую технологическую ступень и, возвращаясь к словам управляющего директора saberVox Дэна Райта, ждут к себе бывших клиентов своих нерасторопных конкурентов.

Автор: bentocloud.ru