© ComNews
03.10.2016

Совладелец частного российского авиационного холдинга S7 Group Владислав Филев, который на прошлой неделе приобрел космодром "Морской старт" у группы компаний Sea Launch, намерен привнести в управление "Морским стартом" финансовые технологии, применяемые в авиации. Свою задачу он видит в том, чтобы сделать космос коммерческим. В свою очередь, госкорпорация "Роскосмос" заявляет, что одна из ее задач - содействовать развитию государственно-частного партнерства в космической отрасли.

Как сообщил журналистам глава Ракетно-космической корпорации "Энергия" (РКК) имени С.П.Королева Владимир Солнцев, "Морской старт" - это один из самых современных космодромов в стране. "Но одна из проблем - проблема организации работы всего этого комплекса. Мы тщательно изучали технологии по управлению компанией S7. Можем сказать, что они являются одними из самых современных, и это то, чего не хватало проекту "Морской старт". Он в надежных руках. Но и наши руки будут рядом. Мы будем сопровождать этот проект по мере потребностей нашего нового партнера", - подчеркнул Владимир Солнцев.

По словам Владислава Филева, космонавтика - та сфера нашей экономики, которая, несмотря на все трудности в стране, является передовой. "Она демонстрирует передовые достижения, и я вижу свою задачу в том, как эти достижения монетизировать, - заявил он. - С точки зрения такой развитой отрасли, как авиация, при всем техническом, научном и технологическом развитии, космонавтика выглядит недоразвитой как отрасль". Он пояснил, что в космонавтике тот, кто делает ракеты, тот их и запускает, и сам управляет спутниками. "Представьте себе авиакомпанию, которая сама делает самолеты, сама строит себе аэропорты", - сказал он.

Как говорит Сергей Филев, космонавтика должна стать более продвинутой для привлечения инвестиций. "В авиации возможность привлечения инвестиций обусловлена прежде всего сильным разделением труда, и я думаю, что это и будущее космонавтики. Кроме того, лизинг в авиации - тренд номер один. "Думаю, что в будущем ракеты тоже будут покупать финансовые институты, так же как сегодня финансовые институты покупают самолеты и отдают в лизинг", - отметил он. 

"Главное, что российское правительство готово к тому, чтобы космос стал и коммерческим тоже. Важно, что мы договорились с РКК делать этот проект вместе", - сказал совладелец S7. Владимир Солнцев ответил, что одна из зачад "Роскосмоса" - содействовать развитию государственно-частного партнерства. "Технологии, которыми владеет S7, как нельзя лучше накладываются на проект "Морской старт" и могут дать здоровую синергию", - подчеркнул Владимир Солнцев. 

Владислав Филев не назвал конкретную сумму инвестиций в проект. "Выручка S7 составляет примерно 100 млрд руб. в год, мы прибыльные, у нас нет долга. Думаю, что даже небольшая часть от таких денег - уже довольно значимая сумма, чтобы попробовать сделать новый проект в новом поле", - отметил он, говоря о "Морском старте".

S7 оценило жизненный цикл платформы "Морской старт" в 15-20 лет. По словам Владислава Филева, за 15 лет компания сможет произвести до 90 пусков, то есть по шесть каждый год. Однако как именно это будет сделано, пока неясно. Сделка по покупке космодрома еще не завершена: пока проект находится под контролем властей США. Наземное оборудование для интеграции ракет-носителей пока остается в базовом порту Лонг-Бич (США). Сергей Филев заявляет, что готов покупать производимые на Украине ракеты, под которые спроектирован "Морской старт". "Мы коммерческое предприятие, мы имеем возможность заплатить. Смогут украинцы поставить ракету - мы будем ее покупать. Не смогут - значит, им не повезло, потому что мы готовы платить деньги", - отметил он. Тем временем РКК "Энергия" намерена подготовить российскую замену украинской ракете как можно быстрее. По словам Владимира Солнцева, предприятие готово создать такую ракету в течение пяти лет.

По словам Владислава Филева, управление проектом "Морской старт", которое в предыдущие годы осуществляла из швейцарского города Ньон компания Sea Launch AG (реализовывала услуги по запуску космических аппаратов с плавучего космодрома), будет перенесено в Москву. "Штаб-квартира переедет в Москву. Проект будет полностью российский. Sea Launch AG  - это не мы, мы не имеем отношения к этому предприятию, - сказал он. - Пока оно владеет и управляет "Морским стартом". Не будет активов - не будет управлять".

"В будущем, после завершения сделки и проведения необходимых корпоративных процедур, предполагается, что компания Sea Launch AG постепенно прекратит деятельность. Поскольку вопрос о моем дальнейшем участии в проекте не обсуждался, исхожу из того, что у S7 будет новая команда, которая будет заниматься развитием бизнеса с зарубежными спутниковыми операторами и производителями космических аппаратов", - сообщил генеральный директор Sea Launch AG Сергей Гугкаев.

Нынешним руководителем проекта "Морской старт" является Сергей Сопов. Он же выступает генеральным директором дочерней компании S7 Group - "С7 космические транспортные системы", созданной в марте этого года.

Как ранее сообщал ComNews, 26 сентября S7 Group подписала контракт с группой компаний Sea Launch, предусматривающий покупку корабля Sea Launch Commander и платформы Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, а также приобретение наземного оборудования в базовом порту Лонг-Бич (США) и товарного знака Sea Launch. Закрыть сделку планируется через шесть месяцев (см. новость ComNews от 28 сентября 2016 г.).