Валерий Кодачигов
05.09.2016

Во II квартале 2016 г. количество активных sim-карт корпоративных пользователей сотовой связи в России выросло год к году на 14% до 24,7 млн, следует из отчета AC&M-Consulting.

Если в середине 2015 г. корпоративные подписчики составляли 9,5% всей абонентской базы сотовых операторов, то на конец июня 2016 г. – 11%, рассказывает управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев.

Снижение среднего ежемесячного дохода (ARPU) с корпоративного абонента за год составило до 10%, отмечают аналитики AC&M-Consulting. Но выручка от их обслуживания, возможно, даже выросла за счет увеличения абонентской базы, считают они. По словам Алексеева, ARPU корпоративного пользователя мобильной связи составляет около 350 руб., что примерно на 20% выше, чем в среднем по рынку. Доходам на корпоративном рынке не дает падать и рост проникновения мобильного интернета: если в середине 2015 г. им пользовалось 42% корпоративных пользователей мобильной связи, то год спустя – 62%, показывают результаты опросов, проведенных AC&M-Consulting. Это должно было увеличить выручку операторов от услуг передачи данных в корпоративном сегменте на 25–30%, подсчитали аналитики.

Из результатов опроса, проведенного AC&M-Consulting в середине 2016 г., следует, что больше всего российских предприятий крупного и среднего бизнеса (44%) пользовалось услугами МТС, а в сегменте предприятий малого бизнеса наблюдается паритет МТС и "Мегафона", следует из отчета. Реже всего корпоративные пользователи называют в качестве поставщика услуг "Т2 РТК холдинг" (Tele2), констатируют его авторы.

Во II квартале 2016 г. год к году база корпоративных абонентов МТС выросла на 11–13%, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. Он связывает это с дополнительными услугами, такими как облачные, геолокационные сервисы, защищенные каналы связи, комплексные проекты в сфере интернета вещей и др. По итогам 2015 г. МТС лидировала на корпоративном рынке: ее доля на нем среди операторов "большой тройки" составила 40% по выручке и 43% по числу sim-карт, говорит Солодовников, ссылаясь на данные "ТМТ консалтинга".

Количество sim-карт, зарегистрированных на корпоративных абонентов "Вымпелкома" во II квартале 2016 г., год к году выросло примерно на 8%, рассказывает представитель компании Анна Айбашева. "Вымпелком" следит не столько за количеством sim-карт, сколько за количеством компаний-клиентов, отмечает она. Их у "Вымпелкома" сейчас более 250 000, среди которых есть клиенты с контрактами как на несколько sim-карт, так и на десятки тысяч. По словам Айбашевой, прирост абонентской базы, в частности, обеспечивают m2m-проекты (machine-to-machine, сервисы, основанные на обмене данными между различными устройствами без участия человека). Они же влияют и на снижение ARPU – доход с m2m sim-карты ниже, чем с живого абонента, объясняет она.

По словам представителя "Мегафона" Юлии Дорохиной, в первом полугодии 2016 г. база его клиентов-организаций в корпоративном, государственном и межоператорском сегменте год к году выросла на 3% до 288 000. Количество абонентов и его динамику "Мегафон" не раскрывает. По словам Дорохиной, мобильная выручка от обслуживания корпоративных подписчиков выросла за год на 5,2%, а количество корпоративных sim-карт, пользующихся мобильным интернетом, – на 31,3% до 3,2 млн.

Общая база сотовых абонентов в России растет гораздо медленнее: во II квартале 2016 г. она выросла год к году почти на 4% до 251,6 млн, следует из материалов AC&M-Consulting. В отличие от массового рынка корпоративному сотовому рынку есть куда расти – мобильной связью пока обеспечивают своих сотрудников 1–1,1 млн российских предприятий, или 22–23%, отмечает Алексеев. Эта доля пока не расширяется, но зато растет количество подключений в компаниях, уже являющихся клиентами операторов, уточняет он. Если в 2014 г. на компанию в среднем была зарегистрирована 21 sim-карта, то теперь – 24–26, говорится в отчете.

Спрос на корпоративную сотовую связь растет, поскольку бизнес становится более мобильным: увеличивается количество удаленных рабочих мест, ускоряются бизнес-процессы, мобильная связь замещает в офисах стационарную, рассуждает Алексеев. Корпоративная мобильная связь перестает быть прерогативой менеджмента – ей уже пользуются сотрудники среднего и нижнего звена, констатирует он. При этом пакетные тарифы снижают риски дополнительных расходов на связь, считает Алексеев. Операторы сейчас сконцентрировались на привлечении корпоративных пользователей, поскольку рост массового рынка прекратился, замечает он.