Виктор Савицкий
© ComNews
13.07.2016

В обновленный рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи, подготовленный общественной организацией "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) помимо "большой тройки" попала компания Yota (ООО "Скартел", 100%-ная "дочка" "МегаФона") и оператор Tele2 (ООО "Т2 РТК Холдинг"), который в коммуникации с клиентом активно продвигает принципы честности. В ОПИ заявляют, что раньше эти операторы не вызывали нареканий в нарушении законодательства о рекламе, связанных с введением потребителей в заблуждение и сокрытием существенной информации.

Новое исследование недобросовестности операторов мобильной связи ОПИ проводила в отношении ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "МегаФон", ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), Tele2 и Yota.

"Данное обновление (рейтинга - Прим. ComNews) носит смешанный характер. По МТС, "Билайну" и Yota в рейтинг включены результаты наших собственных исследований. В случае с "МегаФоном" и Tele2 реклама стала предметом разбирательства ФАС", - рассказал ComNews председатель ОПИ Олег Павлов.

Как говорится в исследовании ОПИ, Yota и Tele2 получили в рейтинге недобросовестности операторов мобильной связи по одному баллу. "Yota - за скрытые ограничения "безлимитного" Интернета (по условиям подключения, устройствам и сценариям использования), Tele2 - за отсутствие в рекламе услуги "Везде ноль" информации о необходимости внесения ежедневной абонентской платы и платы за второе и последующее подключение", - говорится в сообщении общественной организации.

"За Tele2 и Yota раньше не наблюдалось нарушений законодательства о рекламе, связанных с обманом потребителей, введением их в заблуждение, сокрытием существенной информации. Надеемся, в дальнейшем указанные операторы будут придерживаться добросовестных практик и выступать ориентиром для других участников рынка", - сообщил Олег Павлов.

"В рейтинге недобросовестных операторов Tele2 занимает последнее место, что в очередной раз подтверждает наш честный и открытый подход по отношению к клиентам. Простые, понятные условия без мелкого шрифта - это залог долгосрочных отношений с нашими нынешними и будущими абонентами", - сообщила ComNews пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина.

"Полагаем, речь идет (в исследовании ОПИ - Прим. ComNews) об услуге тетеринга (использование мобильного телефона в качестве точки доступа других устройств к услугам сети передачи данных оператора сотовой связи - Прим. ComNews), ограничениях торрентов и использования SIM-карт одного вида устройств в другом. Мы не скрываем от клиентов эту информацию и всегда предлагаем использовать", - рассказала ComNews представитель пресс-службы Yota Анастасия Васильченко.

По ее словам, безлимитный Интернет и безлимитные звонки внутри сети Yota доступны клиентам только при подключении основного пакета услуг. Информацию об этих условиях клиент может получить самостоятельно на сайте оператора и в мобильном приложении Yota, необходимые уточнения всегда содержатся и в рекламных материалах.

"Мы не планируем менять что-то в своем подходе к бизнесу и формированию продуктов. Yota не навязывает ненужные услуги и сервисы, наши рекламные кампании проходят все необходимые этапы согласований и соответствуют нормам действующего законодательства", - сообщила Анастасия Васильченко.

Председатель ОПИ Олег Павлов отметил, что в случае появления новых общефедеральных операторов и компаний, работающих по модели MVNO, общественная организация обязательно будет отслеживать их рекламную активность и, при наличии оснований, учитывать в рейтинге и информировать пользователей о нарушениях.

Помимо Yota и Tele2 в обновленный рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи снова попали и операторы "большой тройки" (МТС, "ВымпелКом", "МегаФон").

"Так, заверяя пользователей в наличии самой большой сети 4G в России, МТС, за счет мелкого шрифта, который демонстрируется всего 1 секунду, скрывает от потребителей, что речь идет о количестве базовых станций LTE по состоянию на 2015 г. Но если сеть по-прежнему самая большая, то зачем данная оговорка? А если уже нет, почему бы крупно и надолго не написать: "Самая большая сеть 4G в России в 2015 г."? В отношении лидера рейтинга (МТС) данные вопросы, конечно, риторические", - говорится в исследовании.

Это не единственное нарушение МТС. По данным ОПИ, заявления МТС о лучшей связи в Москве также оказались недостоверными. 

"Из протокола контроля качества связи Роскомнадзора РФ (№77-2016-002/В от 10 марта 2016 г.) видно, что МТС единолично лидирует лишь по двум показателям качества голосовой связи (количество успешных дозвонов и количество обрывов разговоров), имея при этом самую высокую среди других операторов долю звонков с низкой разборчивостью речи. Кроме того, по большинству показателей качества передачи текстовых сообщений и качества передачи данных (которые также охватываются понятием "связь") МТС проигрывает другим операторам", - говорится в исследовании.

В ОПИ считают, что подобный расклад не позволяет объективно утверждать, что данный оператор предоставляет лучшую связь (голос, SMS, Интернет) в Москве, и делает рекламные заявления МТС необоснованными.

"Билайн", заверяя, что его Интернет 4G такой же быстрый, как Wi-Fi, за счет мелкого шрифта скрывает от потребителей, что речь идет лишь о максимальных скоростях на загрузку в некоторых регионах и только в сравнении со стандартом Wi-Fi 13-летней давности - 802.11g (54 Мбит/с). При этом современные стандарты Wi-Fi позволяют достигать скорости 600 Мбит/с (802.11n) и даже 6,77 Гбит/с (802.11ac). За скобками остались показатели скорости соединения с удаленным сервером (так называемый ping), столь важные, например, для онлайн-игр", - отмечается в исследовании.

"Грандиозное падение цен" от "МегаФона" на поверку оказалось не более чем скидкой по оплате услуг связи в первый месяц пользования и только при условии подключения к тарифу в определенный период. Столь важные оговорки были скрыты от потребителей с помощью мелкого шрифта", - заявили в общественной организации.

Ранее в ОПИ сообщали, что, по итогам исследований, осенью этого года общественная организация планирует направить в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС) комплексную жалобу, связанную с выявленными нарушениями (см. новость ComNews от 29 июня 2016 г.).

По данным ОПИ, которые организация обнародовала в середине июня этого года, за период с 2011 г. по 2016 г. МТС больше других крупных операторов мобильной связи нарушала федеральный закон "О рекламе". Эти нарушения были связаны с введением потребителей в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах (см. новость ComNews от 15 июня 2016 г.).