Россия оказалась четвертой в мире по числу абонентов платного ТВ
На конец 2015 г. услугами платного ТВ в России пользовались 39,5 млн абонентов (примерно 4,4% от мировой базы абонентов платного телевидения), следует из отчета британской Digital TV Research.
По количеству пользователей платного ТВ Россия уступает только Китаю (263,7 млн), Индии (148,5 млн) и США (97,6 млн). На пятом месте - Япония (25,1 млн).
При этом ни по проникновению услуг платного ТВ, ни по доходам от этой услуги Россия не входит в первую десятку лидеров. Четвертое место по проникновению платного ТВ по домохозяйствам занимает Норвегия (96,5%), а по доходам - Бразилия, где в 2015 г. выручка операторов от услуг платного ТВ составила $7,3 млрд. США, Китай и Индия, кстати, также не входят в топ-10 по проникновению этого сервиса, но при этом занимают 1-e, 2-е и 7-е места по доходам ($104,3 млрд, $9,8 млрд, $4,3 млрд).
По проникновению услуг платного ТВ (71,8% на конец 2015 г.) Россия занимает 35-е место в мире, говорит ведущий аналитик Digital TV Research Саймон Мюррей. По его подсчетам, по доходам от услуг платного ТВ (чуть менее $1,13 млрд) Россия в 2015 г. заняла 21-е место. По итогам 2014 г. Россия также занимала 4-е место по количеству абонентов платного ТВ, отмечает Мюррей. При этом по проникновению платного ТВ она была на 34-м месте в мире, а по доходам - на 28-м, утверждает он.
Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков согласен с оценкой Digital TV Research количества российских абонентов платного ТВ. Оценку рынка (примерно 82,4 млрд руб. по курсу ЦБ на 31 января 2015 г.) считает спорной. Из расчетов Telecom Daily следует, что доходы от услуг платного ТВ в 2015 г. в России составили до 70 млрд руб., утверждает он.
По данным "ТМТ консалтинга", количество абонентов платного ТВ в России в 2015 г. год к году выросло на 3,7% до 39,4 млн, а доходы его операторов - на 16,5% до 67,2 млрд руб.
То, что Россия входит в первую пятерку по количеству подписчиков платного ТВ Кусков объясняет тем, что бесплатное аналоговое эфирное ТВ недоступно значительной части населения России, а выход на рынок государственного эфирного цифрового ТВ во многом опоздал, и большим интересом у телезрителей оно не пользуется. Абонентская база платного ТВ растет в первую очередь за счет спутниковых подключений, а также за счет расширения телевизионной аудитории, считает он. "Ростелеком" модернизирует сети по всей России, переводя абонентов на высокоскоростные технологии доступа - эта модернизация дает его подписчикам доступ к интернет-телевидению, IPTV, говорит Кусков.
То, что при большом количестве абонентов выручка от услуг платного ТВ в России относительно невелика, объясняется высоким уровнем конкуренции в этом сегменте рынка, и низкими доходами абонентов, продолжает Кусков. При этом модель, по которой уже много лет развивается самое популярное в России спутниковое ТВ предполагает довольно высокую стоимость "входного билета", то есть приемного оборудования, при крайне низкой (от 100 руб. в месяц) абонентской плате, рассказывает он. По его мнению проникновение услуг платного телевидения в России будет расти, и в течение трех лет может увеличиться до 76-78%.
Абонентская база платного ТВ "Ростелекома" в 2015 г. выросла с 8 млн до 8,6 млн подписчиков, при этом выручка от ТВ-услуг увеличилась на 27% - с 15,2 млрд до 19,4 млрд руб., рассказывает его представитель Андрей Поляков. 27% прироста выручки связано с увеличением абонентской базы интерактивного ТВ, увеличения потребления "видео-по-запросу", утверждает он. За год средний доход от телеабонента в месяц (ARPU) вырос на 21% до 181 руб., подчеркивает Поляков.