Заказная разработка ориентируется на нишевую экспертизу
Костин генеральный директор ООО "Бизнес Солюшинс Лаб" (BSL) и ООО "1С-БСЛ"
BSL оказывает помощь в аутстаффинге различным вертикалям бизнеса, показывает эффективность отраслевого подхода, а также взаимодействует со странами СНГ в e-com секторе. Генеральный директор ООО "Бизнес Солюшинс Лаб" (BSL) и ООО "1С-БСЛ" Сергей Костин обсудил c корреспондентом ComNews тренды на рынке разработки и поделился планами совместного предприятия "1С-БСЛ" по развитию экосистемы логистических решений, которые позволят бизнесу качественно делать доставку последней мили и прозрачно видеть этот процесс.
- C возможностями удаленки аутсорсинг стал популярным способом оптимизировать работу компании. С его помощью можно решить сразу три задачи: Снизить расходы на сотрудников, потому что не всегда самостоятельно удается найти квалифицированные кадры, улучшить качество работы без увеличения денежных трат и избежать типичных проблем, которые возникают при найме сотрудников в штат. Как обстоят дела на рынке аутсорс-разработки, и за решением какой задачи к вам обращается рынок чаще, чем к остальным?
- Мы говорим про проектную деятельность, заказную разработку или про аутстаффинг?
- Про аутстаффинг.
- Мы помогаем различным вертикалям бизнеса: e-com сектору, финтеху, ритейл-сетям и девелоперам, которые активно автоматизируют бизнес-процессы с помощью ИТ-решений. К нам также обращаются технологические компании, и мы им тоже предоставляем сотрудников на проекты.
- За счет узконаправленного отраслевого подхода можно добиться гораздо больших результатов. В чем вы видите главные преимущества отраслевого подхода для разработки ИТ-решений?
- Большинство бизнес-процессов в современном мире подлежат оцифровке и автоматизации. И здесь очень важно, что, когда мы оцифровываем бизнес-процессы, нужны люди, которые понимают, что они делают. И если у них есть необходимый опыт, если есть хорошая команда аналитиков, которая понимает задачу клиентов и как создавать решения, то это помогает нам добиться более качественного и, самое главное, быстрого результата для бизнеса. Помимо этого, плюс отраслевого подхода в том, что есть еще определенные решения, методологии, полуготовые продукты, то есть отраслевые разработки, которые можно кастомизировать для конкретного бизнеса, и это тоже помогает достичь результатов намного эффективнее.
- Вы были на российском интернет-форуме (РИФ) в 2024 г., на котором глава российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников представил исследование.
На нем мы видим, что рынок электронной коммерции в РФ вырос в масштабах за последний год на 39% по отношению к 2022 г. и составил 15,9 трлн руб. Вы согласны с этими цифрами?
- Отчасти да. По данным Data Insight, в 2023 г. рынок нишевых маркетплейсов вырос на 27% и достиг 591 млрд руб. Оборот рынка e-com в 2023 г. – 7,9 трлн руб. или 19% от всего розничного рынка (+48% к 2022 г.). Это говорит о том, что экономическая ситуация в России стабилизировалась. Люди продолжают покупать и продавать товары онлайн. В объеме рост заказов составил более 80% между 2022 и 2023 гг. Интересно заметить, что если анализировать e-com рынок, то к 2028 г. он вырастет и в заказах, и в деньгах более чем в 2,5 раза. Темпы роста не будут уже такие агрессивные, но останутся намного выше, чем среднемировые. Я считаю ситуацию уникальной тем, что Россия, находясь не в самом благоприятном геополитическом поле, будет иметь спрос по потреблению e-com выше, чем в среднем по миру.
- На каком рынке, кроме российского, BSL еще присутствует?
- BSL работает со странами СНГ, в частности у нас есть клиенты в Казахстане. По темпам роста и развитию РФ опережает те рынки, на которых мы работаем.
- Какие из иностранных регионов вы можете выделить по экспортному потенциалу ваших продуктов?
- Если мы говорим про отраслевые решения, например, нашего совместного предприятия ООО "1С-БСЛ", я могу выделить Казахстан и Узбекистан: там потребление логистики в последней миле с каждым годом все больше и больше растет, и мы это видим в наших метриках и продуктовых показателях.
- Вы занимаетесь разработкой для промышленных предприятий, преимущественно среднего звена. Успеваете ли вы за потребностями больших предприятий, можете ли вы предложить Enterprise-решения?
- Такого рода решения мы не предлагаем, но делаем сложную кастомную разработку различного типа как для среднего звена, так и для высшего. Мы решаем для промышленности неклассические задачи, которые пока не автоматизированы крупными вендорами. Например, для одного из крупных игроков рынка, у которого в производстве задействовано несколько заводов, мы сделали большую цифровую карту производства, системное ответвление мониторинга и контроля.
- Как ваша компания предвосхищает потребности пользователей, и что вы делаете для того, чтобы оставаться на шаг впереди конкурентов?
- Мы активно используем несколько подходов: первое – это трендвотчинг, то есть мы следим за потребительскими и индустриальными трендами, а второе - мы активно тестируем идеи будущего продукта с помощью интервью на наших текущих клиентах и рынок в целом, и понимаем потребности, исходя из обратной связи аудитории.
- Искусственный интеллект вы планируете использовать именно в решениях последней мили или в каких-то еще?
- Мы используем искусственный интеллект в различных модулях наших продуктов, не только для решений последней мили. Это позволяет нам быстро масштабировать возможности наших решений.
Однако искусственный интеллект - это далеко не панацея, это просто один из инструментов, который помогает эффективно автоматизировать тот или иной бизнес-процесс. Основной фокус идет именно на это.
- Менялась ли ваша стратегия развития за последний год?
- На 100% нет, но при этом она постоянно корректируется, поскольку рынок динамичен, особенно в наше время. Так же как я уже упоминал ранее, мы тестируем различные гипотезы, которые входят в саму стратегию, и уже после результата наших исследований у нас появляются новые сценарии исполнения стратегии, из которой создаются либо расширяются наши сервисы и продукты для клиентов.
- В рамках совместного предприятия "1С-БСЛ" вы разработали облачный сервис для бизнеса по доставке - "Курьерика". Он первый год на рынке, но уже пользуется хорошим спросом. Собираетесь ли вы его улучшать? Какие цели "1С-БСЛ" закладывает на 2024 г. и есть ли уже стратегия на 2025 г.?
- Мы активно развиваем логистику последней мили. Да, действительно, продукт хорошо масштабируется на рынке России и СНГ. Мы уже представлены в более чем 250 городах. С помощью нашего продукта клиенты развозят более одного млн заказов в месяц. Мы прирастаем в количестве заказов от месяца к месяцу. И конечно, как я уже говорил ранее, мы собираемся и дальше развивать нашу экосистему логистических решений, позволяющих бизнесу качественно делать доставку последней мили и прозрачно видеть этот процесс.
Целей у нас на этот счет несколько: мы планируем улучшать не только ядро продукта, но и модули нашей экосистемы, такие как автораспределение заказов между курьерами, ГСМ, оплаты, курьерские мотивации и др. Также будем расширять наше решение новыми модулями. Собираемся охватить новые вертикали бизнеса и присутствовать там более глубоко – в e-com, ритейле и в логистике. Безусловно, достижение этой цели станет более быстрым и эффективным благодаря тому, что мы уже интегрированы в основные типовые продукты "1С" и обеспечиваем бесшовную интеграцию. Мы собираемся делать наш проект еще более технологичным и умным.