ОДК заменяет натурные испытания авиадвигателей математическим моделированием
На производственном комплексе "Салют" Объединенной двигателестроительной корпорации разработали и внедрили программу, которая позволяет сокращать объем натурных испытаний. С ее помощью впервые в двигателестроении провели математическое моделирование автоколебаний лопаток компрессоров газотурбинных двигателей.
Сотрудники опытно-конструкторского бюро ПК "Салют" совместно с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова разработали методику своевременного обнаружения и корректировки автоколебаний (флаттера) рабочих лопаток компрессоров газотурбинных двигателей на этапе их проектирования.
На основе этой методики было создано программное обеспечение для автоматического проведения математических расчетов. Программа уже прошла апробацию и используется для разработки двигателей.
"Разработанное программное обеспечение позволяет получить значительный экономический эффект от сокращения объема испытаний и способствует повышению надежности двигателя. С помощью нашей методики впервые в отечественном двигателестроении была произведена отстройка от автоколебаний рабочего колеса первой ступени компрессора низкого давления только с использованием численного моделирования. Обычно для этого было необходимо два-три цикла натурных испытаний", — отметил начальник конструкторского бюро ПК "Салют" ОДК Станислав Чепига.
Предприятия ОДК сегодня активно внедряют цифровые технологии по различным направлениям, в частности, идет процесс перехода на цифровую сертификацию. Цифровой двойник и компьютерное моделирование помогут сократить объем натурных испытаний и ускорить сертификацию авиационных двигателей, а конкретно ПД-8 для импортозамещенного пассажирского лайнера SJ-100.
Компьютерное моделирование позволяет проводить виртуальные испытания как отдельных компонентов силовой установки, так и системы в целом. Так можно проверить работоспособность силовой установки при попадании посторонних предметов, например птиц.