Решение Cargotenders помогло искоренить "серые схемы" в российской логистике на 20%
В экспансию на российский рынок, по словам основателей проекта, уже вложено более 160 млн рублей. Компания полностью развивается за счет собственных средств, внешних инвесторов проект не привлекал.
В отличие от уже существующих "грузовых уберов", проект сразу сделал ставку не столько на мониторинг процесса перевозки, сколько на сквозную гибкую аналитику самого процесса принятия решений по той или иной перевозке. Ведь зачастую, как говорят в компании, сама перевозка грузов если и проходит без эксцессов, то впоследствии оказывается, что перевозчик выбран не самый оптимальный по цене, или по итогам перевозки возникнет проблема с закрывающими документами. Таким образом, в центре продукта - аналитический инструмент, позволяющий сокращать затраты и отслеживать неэффективные или небезопасные процессы.
Задача сервиса Cargotenders - помочь российским компаниям искоренить наиболее распространенные "серые схемы" между грузовладельцами, перевозчиками и логистами: неконкурентный выбор подрядчика и распределения заказов, манипуляцию с фактическим временем, затраченным на перевозку, нарушение правил перевозки (терморежимов, требований по санобработке кузова) и другое.
Бороться с коррупцией в отрасли удается благодаря цифровому отслеживанию цепочки действий водителя и менеджера: от распределения заказов между водителями до возвращения на точку отправления. Формат, когда менеджер отдавал какому-то водителю самые лучшие заказы на доставку и брал себе долю от количества выполненных заказов, теперь невозможен. Также теперь невозможны сценарии, когда "от вас доставка не пришла". Все процессы оцифрованы и в любом момент доступны в личном кабинете.
Как показала аналитика платформы, в среднем каждая отдельно взятая компания сократила издержки на 20% благодаря интеллектуальному продукту, который "сломал" систему и искоренил "мафиозные" пережитки отрасли. Платформа также позволяет оцифровать все процессы, связанные с документооборотом, таким образом, традиция поздней выплаты водителям, задержек с выплатами, которая была распространена на российских дорогах, также ушла в прошлое. По итогам доставки груза, все документы в цифровом формате отправляются и подтверждают исполнение заказа, оплата за работу начисляется оперативно.
История проблемы
По итогам 2019 года в прокуратуру РФ поступило более 2 тысяч заявлений по статье 159 УК РФ "мошенничество" по факту пропавших грузов, напоминают в компании. Их средняя стоимость составляет 3 млн руб. Для того чтобы товары от грузоотправителей доезжали клиентам в сохранности, необходимо в первую очередь ликвидировать риски, которые могут возникнуть в процессе перевозки. И это не только попытка кражи груза уже в момент рейса, но и приписки времени водителями, особенно, если в компании не введен автоматизированный учет контроля этапов перевозки, и внутренняя "коррупция" между логистами и наиболее лояльными водителями, которые получают самые простые и быстрые заказы в обход тех, кто может выполнить их не менее качественно на общих условиях. Обилие игроков на рынке перевозок и невнимательность заказчиков при выборе перевозчика играют на руку мошенникам, говорят разработчики.
Ситуация здесь значительно упростится с введением единого реестра грузоперевозчиков, однако до сих единой доверенной базы перевозчиков не создано, а биржи перевозок типа ATI.su не берут на себя ответственность и лишь сводят у себя на ресурсе клиента и перевозчика. В случае недобросовестного выполнения заказа через портал можно оставить жалобу и систему понизит рейтинг перевозчика в своей системе. Но деньги, время и репутацию, потерянные у клиента перед своими контрагентами, уже не вернуть.
Аналитика рынка
Генеральный директор Cargotenders Эдгар Гринберг напоминает, что хотя рынок грузоперевозок с помощью онлайн-платформ в последние годы и привлекает повышенное внимание инвесторов, большая часть проектов "закрывала" в итоге лишь ограниченный функционал - только агрегирование грузов и мониторинг рейсов. В октябре 2016 года сервис Deliver получил $5 млн на технологическое развитие и международную экспансию от A&NN Group Александра Мамута и Amereus Group акционера "Русской аквакультуры" Максима Воробьева, а в июне 2017 года — $3 млн от фонда Inventure Partners. В мае 2017 года логистический оператор КПД за 120 млн руб. приобрел контроль в онлайн-сервисе GroozGo, а ФРИИ вместе со Львом Гориловским вложили 25,8 млн руб. в платформу Expeditor.Prо.
"Однако указанные проекты делали акцент на сам процесс агрегации заказов, функция же автоматизированных торгов и сквозной глубинной аналитики по самой деятельности логистов по обе стороны транспортной цепи либо не была реализована в них полностью, либо представлялась в зачаточном состоянии", - обращает внимание Эдгар Гринберг.
Команда проекта считает, что прозрачная тендерная площадка поможет в конечном итоге минимизировать "человеческий фактор": уйти от ситуаций, при которых заказы получают не наиболее профессиональные и благонадежные перевозчики, а те, которые имеют определенные частные договоренности с отдельными логистами в офисе заказчика. При этом объем оптимизации стоит того, чтобы за него бороться: весь рынок транспортной логистики оценивается в 2,5 трлн руб. ежегодно, а объем коммерческих грузоперевозок — в 0,9–1 трлн руб.
В качестве гарантии эффективности предлагаемого сервиса в настоящее время мы предоставляем возможность пользования платформой в тестовом режиме без взимания платы. В случае дальнейшей заинтересованности пользователя в приобретении, оплата взимается исключительно из сэкономленных денег", - сообщил генеральный директор Cargotenders.