Евгений Федоров
Мария Буравцева
21.12.2015

 "Объединенные русские киностудии" (ОРК), которым принадлежит киностудия в Санкт-Петербурге, объявила о смене стратегии.

С 2016 г. компания начнет проводить в павильонах интерактивные экскурсии, выставки, музыкальные фестивали, театральные показы, презентации и прочие культурные события, следует из сообщения ОРК. До сих пор студия свои площадки использовала исключительно для съемок фильмов и сериалов, отмечается там же. Диверсификация позволит ОРК увеличить выручку в 1,5 раза – примерно до 520 млн руб., надеется гендиректор "Объединенных русских киностудий" Олег Беленов.

На I квартал 2016 г. ОРК уже подписала договоры о проведении двух крупных культурных мероприятий, одно из которых связано с модой, сказал представитель компании, не уточнив деталей. Предполагаемая посещаемость каждого такого мероприятия – 3000–5000 человек, стоимость билетов – в пределах 500 руб., сказал Беленов.

ОРК на 70% принадлежит АФК "Система" через дочернюю "Систему масс-медиа", остальное у совладельца продюсерского центра Russian World Studios (RWS) Юрия Сапронова. "Система" вместе с партнерами вложила около $100 млн в строительство комплекса киностудии площадью 11 000 кв. м (открыт в 2008 г.). Комплекс объединяет шесть павильонов, студии звукозаписи и создания компьютерной графики, производство декораций, реквизитные мастерские и др. Однако инвестиции окупаются не с той скоростью, с которой планировалось, замечает источник, близкий к компании.

Выручка ОРК за 2014 г. составила 345,8 млн руб. (+59% год к году), убыток сократился почти в два раза до 39 млн руб., следует из данных "СПАРК-Интерфакса". Представитель компании подтвердил достоверность финансовых показателей ОРК. Операционная прибыль компании в прошлом году составила около 25 млн руб., объясняет член совета директоров "Системы масс-медиа" Анна Шакирова. Убытки, по ее словам, связаны с возвратом долга материнской компании – "денег, выделенных на строительство павильонов".

Ситуация в российской экономике и развитие технологий снижают востребованность студий в чистом виде, объясняет Беленов. По его словам, ОРК предоставляет большее количество услуг "за те же деньги, что и год назад". ОРК специализируется на сериалах, а каналы снижают заказы вслед за падением доходов от рекламодателей, указывает гендиректор "Ленфильма" Эдуард Пичугин. У каналов и продюсеров нет денег, объемы закупок телеконтента сократились, согласен Сапронов из RWS: сейчас рынок покупателя.

Кроме того, ОРК лишилась якорного арендатора в лице RWS, которая давала загрузку 70% площадей, а в этом году нашла площадку в Москве на более выгодных условиях, называет другую причину решения о смене стратегии Сапронов. Загрузка павильонов в 2015 г. составила 70%, годом ранее она была "чуть повыше", отмечает Беленов. Кроме того, компания вскоре надеется подписать контракты с другими продюсерскими центрами на съемки трех сериалов, отметил ее представитель.

Сапронов скептично относится к новой стратегии ОРК. Основную выручку студиям приносит аренда их высокотехнологичного оборудования, нужно продолжать фокусироваться на производстве контента, говорит Сапронов. По его словам, аренда концертных площадок недорогая, а конкурентная обстановка в Петербурге сложная. ОРК нужно организовывать события масштаба всего города, чтобы заинтересовать жителей других районов, а это сложно, считает Пичугин. Экскурсии и другие подобные культурные мероприятия занимают пока маленькую долю в выручке "Ленфильма", но она быстро растет – услуга пользуется спросом, утверждает Пичугин. Но все же бизнес "Ленфильма" сконцентрирован на киноиндустрии, павильоны в течение года были загружены полностью, добавляет он.

ОРК надеется и на туристический поток, добавляет Беленов. Туристов привлекает либо бренд киностудии, либо снимавшиеся на ней известные фильмы, отмечает заместитель директора по коммуникациям и международным проектам Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Павел Румянцев, у ОРК пока нет ни широко известного бренда, ни таких фильмов. По его словам, даже у "Ленфильма" с брендом и историей туристическое направление развито плохо.