Олег Сальманов
27.10.2015

"Евросеть", принадлежащая на паритетных началах "Мегафону" и "Вымпелкому", за девять месяцев 2015 г. получила 1,09 млрд руб. чистой прибыли против 175,5 млн руб. чистого убытка за тот же период 2014 г., говорится в материалах ритейлера, с которыми ознакомились "Ведомости".

Это намного больше, чем рассчитывала компания – по плану (также есть в материалах) ее чистый убыток должен был составить 82,9 млн руб. Представитель "Евросети" подтвердил эти цифры, заметив, что прибыль появилась, несмотря на снижение выручки за тот же период год к году.

Исходя из материалов "Евросети" ее выручка сократилась за девять месяцев год к году на 15%. Представитель "Евросети" подтвердил и эти данные, заметив, что снижение выручки в основном произошло за счет выпадения продаж устройств Samsung, которые занимали до 54% ее выручки от продаж телефонов и смартфонов. Полностью компенсировать продажи Samsung устройствами других вендоров пока не получилось, но в итоге это положительно сказалось на марже, говорит представитель "Евросети".

"Евросеть" отказалась продавать устройства Samsung в июне 2015 г., объяснив это высокой долей брака. Позже к ней присоединился и "Связной". Это произошло после резкого (до 30%) снижения МТС цен на мобильную электронику в апреле 2015 г. Причина решений "Евросети" и "Связного" в недостаточной доходности продаж устройств от Samsung, что вызвано ценовой войной на рынке, утверждал близкий к Samsung источник. Снижение цен, спровоцированное МТС, привело к сокращению маржи и ритейлеры просто не смогли продолжать брать на себя затраты по замене и гарантийному ремонту бракованных смартфонов корейского производителя, как это было ранее, объяснял менеджер одного из ритейлеров.

"Произошло удивительное дело: отказ от Samsung, хотя и сократил товарную выручку, в итоге принес нам лишнюю прибыль", – говорит президент "Евросети" Александр Малис. По его словам, продажа локальных брендов (так называемые B-бренды) для ритейлера всегда была выгоднее, чем продажа устройств всемирных брендов (A-бренды). Но из A-брендов продажи Samsung были самыми прибыльными, признает он. "Однако нам повезло, что Lenovo уверенно перешла в категорию А, не сократив свою маржинальность для ритейла", – добавляет Малис.

Прибыльность продаж большинства В-брендов в процентах выше, чем у всемирно известных марок, ведь средняя стоимость устройства А-бренда значительно выше, чем у "второго эшелона", замечает представитель "Связного" Мария Заикина. Добавляя 30% к цене смартфона стоимостью 5000 руб., ритейлер зарабатывает 1500 руб., а наценка в 10% к смартфону стоимостью 25 000 руб. составит 2500 руб. Сравнивая маржинальность А- и В-брендов, правильно также учитывать маркетинговые бонусы и вложения в продвижение бренда и совместные рекламные кампании с ритейлерами, замечает Заикина. Наконец, надо понимать, что В-бренды не могут полностью заместить А-бренды – всегда есть клиенты, для которых принципиально важна всемирно известная марка устройства.

Рентабельность продаж смартфонов в "Связном" в 2015 г. "значительно" выросла, говорит Заикина. Это произошло из-за уменьшения складских запасов, снижения затрат на логистику, а также тщательной работы с ассортиментом в каждом из 3000 магазинов сети, утверждает она.

"Евросеть" не публикует финансовую отчетность. В августе 2014 г. Малис рассказывал, что выручка компании по МСФО в 2013 г. по сравнению с 2012 г. выросла, а чистая прибыль составила более 2 млрд руб.

После того как в 2012 г. "Евросетью" стали на паритетных правах владеть "Вымпелком" и "Мегафон", модель бизнеса "Евросети" сильно изменилась, говорил Малис: операторские отчисления за подключение абонентов этих операторов сократились вчетверо, так как операторская часть бизнеса ритейлера – это фактически бизнес его акционеров. По его словам, это сокращение платежей обсуждалось еще на стадии заключения сделки.

Поскольку эти операторы являются ее же акционерами, часть этих денег все равно вернулась бы "Мегафону" и "Вымпелкому" в виде дивидендов, объяснял ранее "Ведомостям" источник, близкий к ритейлеру. Чтобы упростить схему взаиморасчетов, избежать лишних транзакций, "Вымпелком" и "Мегафон" приняли решение сразу отдавать ей меньше средств за продажу своих sim-карт, что повлияло на ее чистую прибыль.

Рост рентабельности "Евросети" в 2015 г. произошел не из-за роста поступлений от операторов, следует из материалов ритейлера: за девять месяцев 2015 г. они даже снизились на 10% по сравнению с тем же периодом 2014 г. до 1,8 млрд руб. и оказались на 40 млн меньше запланированных в бюджете. "Евросеть" сейчас продает контракты акционеров фактически по себестоимости, говорит Малис. Будут ли операторы вновь снижать комиссии в связи с получением "Евросетью" прибыли – он не знает: переговоры о контрактах на 2016 г. должны начаться в ноябре.