Дарья Тросникова
18.06.2015

Все российские операторы завершили I квартал 2015 г. с падением абонентской базы, следует из опубликованных вчера данных AC&M Consulting.

По словам партнера AC&M Антона Погребинского, такое происходит впервые. Абонентов у операторов стало меньше не только по России в целом, но и в Москве.

Сами по себе потери невелики: абонентские базы МТС и "Мегафона" сократились менее чем на 1% (и в Москве, и по стране), свидетельствуют цифры AC&M. Правда, у "Вымпелкома" ситуация хуже: в Москве он стал обслуживать на 4%, а по всей России – на 2% меньше sim-карт.

Представители операторов называют разные причины оттока, но в одном сходятся: это сезонное явление. В IV квартале продажи традиционно активнее, чем в I квартале, соответственно, и отток в начале года выше, говорит представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева. Если человек три месяца не пользуется sim-картой, операторы перестают учитывать ее как абонента, и периодически таких списанных в отток sim-карт оказывается больше, чем проданных. К тому же, продолжает Айбашева, операторы стали более консервативно подходить к отчетности и подсчету активной абонентской базы – это должно помочь оздоровить рынок. В годовом исчислении – с марта 2014 г. по март 2015 г. – уровень оттока у "Вымпелкома" сократился на 5 п. п. до 63%, обращает она внимание.

Сократилось количество приезжих сезонных рабочих, говорит представитель "Мегафона" Алия Бекетова. Плюс к этому "Мегафон" уже несколько месяцев списывает в отток тех абонентов, которые приезжали в феврале 2014 г. в Сочи на Олимпиаду и подключались к нему как телекоммуникационному партнеру Игр. Впрочем, за январь – март 2015 г. к рядам абонентов "Мегафона" присоединились 1,9 млн новых пользователей, что позволило нивелировать "олимпийский" отток, говорит Бекетова.

У МТС нет серьезного снижения в абонентской базе, отток на уровне прошлого года, спокоен представитель оператора Дмитрий Солодовников. МТС давно вышла из гонки продаж низкорентабельных контрактов и сейчас привлекает только качественных абонентов, подчеркивает он.

Константин Прокшин из "Т2 РТК холдинга" (совместное предприятие "Ростелекома" и Tele2) объясняет потерю абонентов маркетинговой пассивностью региональных "дочек" "Ростелекома" в последние месяцы накануне перехода под бренд Tele2. Большую роль играет и перенасыщенность рынка – в одной Москве уровень проникновения услуг сотовой связи превышает 200%, напоминает он. Сокращение абонентской базы – не новость, "большая тройка" показывала одновременный отток еще в I квартале 2012 г., вспоминает Прокшин, а вот Tele2 еще два с половиной года наращивала базу.

Говорить о тенденции рано, считает Погребинский. На отток могла повлиять экономическая ситуация, это может быть отголосок огромного количества промоакций IV квартала, когда операторы раздают sim-карты абонентам, а те, как только акция заканчивается, выкидывают их. С ним согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: в IV квартале были раздачи sim-карт, а в I квартале 2015 г. в России упали продажи смартфонов. Очень часто вместе со смартфоном человек покупает и sim-карту. За первые три месяца 2015 г. продажи смартфонов (в штуках) упали на 7% к уровню годичной давности, уточняет представитель "Связного" Мария Заикина.

Наконец, в кризис абоненты начали внимательнее следить за расходами, говорит гендиректор "ТМТ консалтинг" Константин Анкилов. И если раньше у человека могло быть две-три sim-карты в разных устройствах, то теперь многие могли отказаться от одной или двух.

До конца 2015 г. в Москве обещает начать работать "Т2 РТК холдинг": сейчас компания активно строит сеть и готовится к ее тестированию. Запуск намечен на 15 августа, рассказывали ранее "Ведомостям" источники. Федеральное агентство связи выделило "Т2 РТК холдингу" 7,5 млн номеров в столичном регионе. На таком сложном и насыщенном рынке, как Москва, у нового игрока может быть только одна стратегия – переманивать абонентов у конкурентов, констатирует Погребинский. Совершенно не факт, что все те абоненты, которых теряют сейчас московские операторы, отправятся к "Т2 РТК холдингу", предупреждает он. Но люди в любом случае будут приобретать его sim-карты – хотя бы из интереса, чтобы попробовать что-то новое.

Москва давно ждет появления четвертого оператора, который предложит более интересные тарифные планы, напоминает Кусков. По его мнению, "сомневающиеся" абоненты наверняка пойдут к "Т2 РТК холдингу". Нарастить базу "Т2 РТК" сможет в первую очередь благодаря политике дискаунтера – как раз потому, что из-за кризиса люди стараются экономить, считает Анкилов.